В сентябре 2014 года Елена и ее мама были в экскурсионном туре по Португалии. 20 сентября они в составе группы российских туристов, в сопровождении гида – женщины из числа русских эмигрантов волны ранних 2000-х – оказались в городе Брага, на севере страны.

Первым, что нам показали, была одна из самых знаменитых в мире лестниц – многоярусная Via Sacra (Святая дорога), ведущая к церкви Бон Жезуш ду Монте (Bom Jesus do Monte – Доброго Иисуса на Горе, или Христа на Голгофе) на холме на окраине города.

Паломники пешком, а кающиеся – еще и на коленях – поднимаются по лестнице к храму, и эти усилия, как считается, помогают им очиститься от грехов. Но в нашей группе было порядочно туристов пенсионного и предпенсионного возраста, потому наверх экскурсантов повезли на фуникулере, а если быть более точным – на гидрофуникулере. Это самый старый (1882) действующий образец такого механизма, он работает не на электроприводе, а за счет системы противовесов – баков, наполненных водой.

С вершины холма открывается превосходный вид на Брагу – с хорошим зрением или оптическим зумом можно разглядеть и исторический центр города, расположенный на расстоянии около 4 км по прямой. Гид дала время, чтобы сфотографироваться и осмотреть верхнюю террасу, заглянуть в саму церковь, где в тот момент играли свадьбу, после чего мы начали спускаться.

Via Sacra спускается вниз с высоты 116 метров перекрещивающимися маршами. 581 ступень разделена на три пролета – спуск у портика, лестницу трёх добродетелей (площадки украшены аллегорическими изображениями веры, надежды, любви) и лестницу пяти чувств (фонтаны с изображениями слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса). На больших площадках по бокам стоят восьмиугольные часовни, в которых представлены сцены из евангельского сюжета о восхождении Христа на Голгофу).

Когда все спустились, на автобусе нашу группу отвезли в исторический центр города – на проспект, который так и называется: Центральный, и примыкающую к нему площадь Республики.

Гид показала нам базилику Конгрегадуш, кафе «У бразильянки», дом, построенный для мавританской женщины, которой нельзя было казать лицо на улицу (это по рассказу гида, а в Википедии – дом-"решето" относится к эпохе позднего Ренессанса, когда в Браге уже не было мавров, а скрывающие частную жизнь ставни объяснены религиозностью местных жителей тех лет).

По пешеходной улице Сан Маркуш мы вышли на площадь перед церковью Святого креста – Санта Крус.

Тут нам встретилась группа молодых и не очень людей, наряженных в камзолы, красные гольфы и шляпы. У них были флаги и музыкальные инструменты. Это студенты, пояснила экскурсовод. В Португалии они могут быть любого возраста. В стране очень сильна университетская культура – студенты носят форму, гордятся принадлежностью к своим факультетам, нашивают на мантии шевроны, ленты, логотипы кафедр... Джоан Роулинг, придумывая Хогвардс, вдохновлялась университетами Португалии – из этой страны происходил ее первый муж.

Студенты спели для российских туристов, и некоторые дали им денег.

С площади Санта Крус экскурсия повернула в сторону кафедрального собора Браги – се. На боковой стене гид показала нам необычную горгулью, у которой дождевая вода вытекает не изо рта, а из зада.

Собор Браги – один из самых старых (XI-XII века) и примечательных в Португалии. На стене апсиды, справа от главного фасада, тут находится особо почитаемая статуя Девы Марии – Носа-Сеньора-ду-Лейти (начало XVI века).

От собора наша группа перешла на соседнюю улицу - Dom Diogo de Sousa. На ней туристам показали городские ворота Порта Нова, ректорат университета в здании старого епископского дворца, самый узкий дом шириной метра полтора. По соседней улице Dr. Justino Cruz мы вышли к саду Святой Барбары с другой стороны университета, и здесь экскурсия завершилась.

Нам дали чуть больше часа свободного времени, после чего было велено собраться там, где нас высадил автобус – на Avenida Central. Мы прошлись в основном по тем же улицам, по которым гуляли с экскурсией, но только заходя в магазины. Накрапывал легкий дождик и при этом светило солнце, время было – около 16.

Уже в 17:40 мы были в номере отеля. Группу заселили в трехзвездочный отель сети Axis рядом с ж/д вокзалом. Он нам понравился – обстановка современная, приятная, минималистичная. Правда, wifi платный – 2 евро за 24 часа. Да и не очень быстрый – видеосвязь по скайпу плохая.

Оставив вещи и умывшись, Елена и ее мама решили не терять времени и возвращаться в центр Браги, тем более что гид указала улицу, по которой туда можно быстро попасть. Ужин в отеле не входил в нашу путевку, потому хотелось еще и перекусить где-нибудь в историческом центре.

Следуя указаниям экскурсовода, мы и правда скоро пришли к воротам Порта Нова, а потом и на площадь Республики.

Оттуда мы прогулялись немного по проспекту Свободы (Avenida da Libertade), заходя в различные обувные магазины. Потом на противоположной стороне площади Республики нашли супермаркет и купили воды и чего-то перекусить, и между тем совсем стемнело.

На одной из прилегающих улиц мы зашли в кафе-мороженое, которое уже закрывалось, но нам все же продали круассан, апельсиновый сок и шарик мороженого. Мы сели за столик на улице, а работник кафе стал убирать соседние столы и складывать маркизы. Нас не торопили уходить, но сидеть, когда рядом человек спешит закрыть заведение и бежать домой, было не очень уютно, потому Елена забрала мороженое и доедала его по дороге.

Снова от площади Республики Лена с мамой прошли по маршруту дневной экскурсии. Уже совсем стемнело, и на примечательных зданиях включили подсветку.

У входа в ректорат университета стояли студенты в коротких штанишках и цветных гольфах, а во дворе, за садом святой Барбары, было видно, что там прямо какой-то светский прием!

Той же дорогой, что сюда, мимо железнодорожного вокзала Браги, мы вернулись в номер в начале 10-го вечера.

Какие-то туристы из нашей группы, отужинав в гостинице, только вышли в город – было видно, что они в легком подпитии.

На следующий день нам предстояла поездка в испанскую Галисию, в город Сантьяго-де-Компостела. В 6 утра мы проснулись, позавтракали, и около 8:30 наш автобус покинул Брагу.