Внимание! Многие данные (особенно цены) могли устареть! Информация актуальна на 2012 год.

В июне 2012 за 16 дней проехали на автомобиле KIA RIO по маршруту: Москва – Краков – Зальцбург – Рива-дель-Гарда – Пескьера-дель-Гарда – Монте-Карло – Авиньон – Виши – Париж – Люксембург – Дрезден – Брест – Москва. Всего около 7300 км.

Как готовиться к поездке в Европу на машине?

Визы делали сами во Французском визовом центре на Марксистской. Отели бронировали также сами через booking.com. Помимо гостиничных броней, справок о доходах и медицинской страховки для визы, покупали еще «зеленую карту» – аналог ОСАГО для зарубежных поездок. Делали это заранее, т.к. у границы, говорят, дороже.

Также оформили расширение КАСКО на Европу (у нас оно уже включено в стоимость полиса, надо было только подписать допсоглашение в офисе страховщиков).

Пробег автомобиля на момент начала путешествия был около 5000. До ТО-1 еще далеко, ТО-0 не делали. Вообще автомобиль никак особенно не готовили, только проверили масло, помыли (стыдно в Европу с грязным лицом соваться) да протерли пыль в салоне.

Экипаж: 1 водитель, 1 штурман, 1 пассажир.

Водительские права были российские + международные.

Маршрут строил навигатор в телефоне по картам, скачанным с интернета.

Границу Беларусь-Польша проходили в Домачево довольно быстро, меньше часа. На обратном пути (Польша-Беларусь) шли через Брест. Часа полтора стояли в очереди на выезде из Тересполя вместе с большим количеством брестчан. Правда, на въезде в Беларусь они все отправились в красный коридор, и по зеленому мы прошли совсем без очереди.

Как ведет себя KIA RIO в длительной дороге?

К машине претензий нет вообще. Адекватно ведет себя и днем, и ночью, и в жару, и в дождь, и на автобанах, и на польских междеревенских дорожках. Легко может преодолевать длинные безостановочные перемещения (рекорд за сутки – 1500 км с небольшими передышками). На дороге машина стоит хорошо, зад не юлит, не пытается жить своей жизнью, проблем в этом вопросе нет. В Германии на автобане, где ограничение 130 км/ч носит лишь рекомендательный, а не обязательный характер, разогнал автомобиль до 150 км/ч. Ненадолго, ибо не гонщик и не люблю гоняться. Устойчивость не ухудшилась (то было на прямом участке при спуске с горы). По итогам автотура масло не пожралось нисколько.

Какой расход бензина у KIA RIO?

Мотор 1,4 литра, коробка-автомат, на борту трое взрослых и поклажа.
При 120-130 км/ч (бо?льшая часть пути была преодолена именно на такой скорости) расход составлял примерно 6,4 л/100 км.
При 90-100 км/ч – 6,0 л/100 км.
А если бесконечно ехать по польским деревням в режиме 50-60 км/ч, то можно и до 5 литров снизить.

Какие дороги в Европе, сколько стоит бензин в Европе?

Российская трасса М1 – одна из самых приличных, по которой мы ездили в России. Покрытие лучше, чем в направлениях на Рязань, Брянск или даже Питер. Основная проблема – ремонт дороги в где-то возле Одинцово. В остальном – 2 полосы в каждую сторону, много участков с разделителем, умеренное количество населенных пунктов. Довольно много радаров. Жаль, что трасса не имеет статуса магистрали. Пилить по ней со скоростью 90 км/ч довольно скучно, возможностей дороги (на первый взгляд) достаточно и для более быстрого движения. Но – нельзя, увы.

В Беларуси дорога отличная! Две полосы с широким разделителем, хорошая обзорность, крутых поворотов вовсе нет. Для российских легковых бесплатна. На большей части магистрали – ограничение 120 км/ч для легковых авто. Но важно следить за знаками! Во-первых, магистраль начинается только после большой развязки на Оршу, а это около 50 км от границы с Россией. Во-вторых, несколько участков магистрали имеют ограничение 100 км/ч. В-третьих, есть локальные ограничения, за которыми тоже надо следить. К сожалению, знаки стоят только на правой обочине, и если едешь в левой полосе, а справа от тебя, например, едет грузовик, то знак легко и пропустить.

Местные гаишники за нарушениями бдят строго. Если с собой нет местной валюты для оплаты штрафа или требуется комиссия, чтобы определить его размер, могут временно изъять российское водительское удостоверение! Малоприятный опыт, если вы едете за рубеж, – международные права действуют только вместе с национальными, а белорусский временный талончик никому из европейских полисменов не интересен.

Еще в Беларуси заправки при дороге встречаются не так часто, как в России, и это нужно учитывать. По дороге назад нам пришлось ехать около 50 км на мигающей лампочке, и этот отрезок пути прошел в ощутимом нервном напряжении. Готовились уже толкать свое авто. Заезжали на 3 заправки: на одной нет света, другая вовсе на ремонте, только на третьей заправились. А Rio – автомобиль умный, лампу включает сильно заранее: несмотря на мигание индикатора «пустоты», в баке, как выяснилось при заливке бензина, было еще около 6-7 литров.

Кстати, бензин на белорусской трассе – не дешевле российского. В одном месте покупали 95-й почти по московской цене – 28 рублей с копейками.

В Польше скоростные дороги только строятся, причем весьма активно. На обратном пути ехали по большой (когда-то в прошлом) магистрали, которая находится в состоянии серьё-ё-ёзного ремонта. На первом пути в Краков и вовсе никакой большой дороги не нашли, ехали по городам и весям со средней скоростью 70 км/ч. По дороге из Кракова в Зальцбург посчастливилось попасть на участок платной магистрали с нормальной разрешенной скоростью (магистраль в Катовице, 2 раза по 9 злотых, на въезде и на выезде). Но довольно скоро по указанию навигатора пришлось с нее свернуть и снова ехать по деревням. Вообще впечатление о польских дорогах не очень. Движение медленное и неэффективное. Надо ждать окончания их строек, чтобы нормально ездить.

Бензин в Польше – около 5,5 злотых, или 1,3 евро, или примерно 53 рубля.

Где-то 240 километров транзитом ехали по Чехии. Здесь оплата за автомагистрали взимается в виде виньетки. От границы в городе Тешин до следующего более или менее крупного города видели всего одну контору, продающую виньетки, у самого пограничного перехода, да и ту – по другу сторону трассы, за кольцевой развязкой. Заезжать на нее не стали, думали – их будет полно впереди. В итоге купили виньетку на первой попавшейся автозаправке – в 100 километрах от границы, т.к. до нее не встретили никакой цивилизации при дороге. На будущее сделали вывод, что чтобы не было проблем с полицией, которая может внезапно повстречаться, заезжать в магазинчик за виньеткой стоит сразу же, даже если для этого нужно разворачиваться. Виньетку на всякий случай купили на месяц – думали, что обратно тоже поедем через Чехию.

Цены на бензин в Чехии забылись, но по ощущениям – где-то на уровне Польши, порядка 1,3 евро за литр.

В Австрию заехали со стороны чешского города Микулов. Австрийскую виньетку купили еще в Микулове (подумали, что это уже Австрия, т.к. магазинчик находился на территории после пограничных будок, вроде как в зоне «duty-free»). Особенно запомнились туннельные развязки под Веной. Абсолютно пустые около 12 ночи, хорошо освещенные – производят впечатление! По автобану Вена – Зальцбург ехали ночью, причем половину пути – под сильным ливнем. Некомфортно, кончено, но поток, несмотря на темноту и потоки воды сверху и снизу, держит стабильную скорость порядка 100 км/ч. Напрягают только австрийские дорожные знаки, покрытые супер-пупер-светоотражающим материалом. Даже ближний свет максимально опущенных в пол фар они отражают так, что могут и дезориентировать. Приходится жмуриться. С дальним светом в Европах, в отличие от российских водителей, не ездят, если видят встречку. Да и разделитель сделан оптимальной высоты или засажен кустами, чтобы фары встречного потока не мешали ехать в своем.

В Австрии заправлялись один раз, ночью под Зальцбургом. Около 1,5 евро за литр (осталось ощущение, что это дешевле средней цены по стране).

Из Зальцбурга направились на итальянское озеро Гарда. Дорога с коротким заездом на территорию Германии в основном идет по Тиролю – исторической области на границе Австрии и Италии. После Инсбрука австрийская магистраль, сворачивающая на юг, имеет платный участок (8 евро, много мостов). Места красивейшие! Горы, снег, деревни и церкви в горах. На итальянской части много средневековых замков – то справа, то слева, видны прямо с дороги.

В Италии столкнулись с небольшой проблемой при покупке бензина. Итальянским языком никто из нас не владеет, а на бензозаправочных колонках кругом написано «Diesel» (3-4 сорта дизеля!), «Gasolio», «Senza» и нигде – «Benzina». В недоумении проехали несколько заправок. На очередной, когда стрелка уже совсем подпирала, я пошел жестами и на ломанном английском спрашивать, где же бензин. Продавец объяснил, что бензин – в зеленой колонке с надписью «Super». Не обманул, но система все равно непонятная. К тому же в Италии самый дорогой бензин из повстречавшихся нам – более 1,8 евро за литр.

В интернетах пишут, что «Senza Piombo» – это тоже итальянский сорт бензина без свинца. Но нам, неподготовленным в этом смысле автотуристам, это было непросто понять.

Магистрали в Италии платные, с «открытой» формы оплаты: при въезде турникет и талон, при выезде – плата по этому талону за километраж. Проехав около 100 километров от границы до сворота к озеру Гарда, мы заплатили около 12,5 евро, а на следующий день, проехав 400 км, заплатили 35 евро. Говорят, страшная участь поджидает тех, кто потеряет талон, полученный на въезде! Потому мы хранили эти квиточки как зеницу ока.

Монако. Заезжать в Монте-Карло на своем автомобиле, находясь первый раз в этом городе, – это для особых извращенцев. Не то чтобы мы недовольны тем, что решили посетить княжество… Но уж лучше общественным транспортом или с таксистом, наверное! Первоначально мы планировали заехать еще в Ниццу и Канны, но Монако высосало всю энергию. Хотя очень красиво, конечно же, что говорить.

Дорога по Франции вдоль Лазурного побережья хорошая, тоже платная. Минус – несколько участков с «закрытой» формой оплаты, то есть платить надо фиксированную сумму, причем именно мелочью. Автоматы на этих турникетах не хотели принимать наши банковские карты; живой человек, готовый разменять купюру, сидел не везде. Приходилось снова и снова считать евро-копеечки, чтобы заплатить очередные 1-2 евро за проезд. Нормальная «открытая» форма начинает действовать только на некотором удалении от итальянской границы.

В целом, во Франции, на мой вкус, – самые хорошие автострады. Ровные, качественные, знаки стоят на обеих обочинах. Максимальная разрешенная скорость 110-130 км/ч, в зависимости от участка и погоды. Знаки многократно дублируются с табличкой «Rappel» («Напоминаем»), не заметить или забыть нельзя. Много пунктов отдыха («Aire», причем у каждого – свое собственное название). Хорошие кафе при дороге, понятные развязки. Перед каждым интересным городом или регионом – табличка с изображением его достопримечательностей.

Бензин во Франции покупали по цене от 1,5 до 1,7 евро за литр, в зависимости от региона. В Париже всё дороже – и бензин, и продукты, и гостиница, и паркинги.

О дорогах Люксембурга мы вычитали в интернете интересный факт, что там можно попасть в тюрьму, просто имея в автомобиле радар-детектор. Даже выключенный. Но у нас этого устройства не было и нет, и потому про их магистрали могу сказать одно: в Люксембурге прекрасные дороги, такие же, как в соседних Франции и Германии. А вот общественные туалеты в столице закрываются в 7 часов вечера, и это печаль.

В Германии автобаны тоже хорошие. Но почему-то понравились меньше французских. Показалось, что качество асфальта немного уступает. А может, быть, это виноват дождь, который лил как из ведра полдня, когда мы ехали из Люксембурга в Дрезден. Хлестал так сильно, что потоку приходилось сбавлять скорость до 80 км/ч (о, ужас!). Большой плюс немецких дорог – их абсолютная бесплатность. Возможно, есть платные мосты или тоннели, но нам они не встретились. Относительный плюс – и отсутствие формальных ограничений скорости. 130 км/ч – рекомендация, а не ограничение. По крайней левой полосе проносится много Фольсквагенов, больших и маленьких. На скорости 150, а то и выше, они чувствуют себя как дома.

По дорогам заметно, насколько немцы хорошие работники и трудяги, и почему их экономика тянет всю Европу. Если на трассе ремонт – значит, работы в самом деле идут. Есть люди, и они делают свое дело! В Италии и на юге Франции много раз видели ремонтируемые участки, на которых не было ни единого человека. То у них выходные, то обед, то сиеста. (Но зато у них самые красивые названия автомагистралей: Autostrada dei Fiori, или «Шоссе цветов», – в Италии и Autoroute du Soleil, или «Солнечная магистраль», – во Франции).

Немецкий бензин покупали за 1,6-1,7 евро. С маркировкой «E10» не брали, т.к. вычитали, что он вреднее для мотора. Брали с маркировкой просто «Super» или «95» – он на несколько центов дороже, но расход якобы должен давать меньший.

Есть ли в Европе пробки на дорогах?

В пробки почти не попадали. Самое большое – стояли около полутора часов на границе Австрии и Германии после выезда из Зальцбурга. Причина неизвестна, но очень впечатлила дисциплинированность водителей. Три полосы, едущие прямо, дисциплинированно тихо ползут. Правая крайняя, уходящая на поворот, свободна – ее никто не занимает! Не говоря уже о том, что никто не щемится по обочине – это просто первобытная дикость для здешних мест. Не культура вождения, а мечта! Возвращение на родину в этом отношении было, конечно, большим шоком.
Еще были затруднения движения в Париже – час пик, много пешеходных светофоров, узкие улицы, автобусная выделенка (тоже свободная кстати). Но в сравнении с Москвой – это не полноценная пробка, а так, детские забавы.

Какие правила парковки в Европе, как оплатить платные парковки?

В Кракове парковались прямо на улице, машина простояла чуть меньше 24 часов в районе Казимеж, возле синагоги, бесплатно, ибо был выходной. В выходные и ночью парковочный талон покупать не надо.
Зальцбург. В ночь приезда оставили автомобиль на улице, в парковочном автомате купили талончик на несколько часов, до 10 утра (вышло что-то в районе 2-3 евро). Утром переставили в подземную парковку неподалеку. Проживание в гостинице возле стоянки дало нам карту для въезда и право на скидку. В итоге – 10 евро в сутки.

Рива-дель-Гарда. Останавливались на пару часов, чтобы осмотреть посмотреть на озеро. Общественная платная парковка за шлагбаумом – около 2,4 евро за час.
Пескьера-дель-Гарда. Заказывали отель с собственной частной парковкой, бесплатной для гостей.

Монте-Карло. Заезжали просто, чтобы поставить галку: «Мы тут были». Оставили авто на подземной парковке под площадью Казино, в самом центре. Стояли около часа, заплатили 2,5 евро.
Авиньон. Наземная многоярусная парковка плюс скидка от отеля – итог 16 евро за две ночи.

Виши. Заказывали отель с собственной частной парковкой, бесплатной для гостей. Прежде, чем найти отель, постояли 20 минут на общественной подземной парковке под зданием Почты. Заплатили 1 евро. (Уложились бы в 15 минут – было бы бесплатно).

Париж. Авто простояло час на подземной парковке Ференца Листа, заплатили 3,2 евро. В приемной отеля нам сказали, что у них договор с другой парковкой и там нам дадут скидку. Переставили свою Rio на эту другую стоянку, в 200 метрах от первой. Называется D'Abbeville, наземная, многоярусная, прямо среди жилых домов. Особенность места: вместе с автомобилем там надо оставлять и ключи от него. Мы переживали, что французы будут ночью гонять на нашей тачке, но, конечно, напрасно. Пробег не изменился ни на километр. 11 евро за ночь. Полезный сайт по парковкам Парижа: www.parkingsdeparis.com/EN/index.php

Люксембург. Автомобиль бесплатно ночевал на парковке при гостинице. Т.к. отель был за городом, для осмотра столицы княжества пришлось ехать в центр на машине. В центре Люксембурга оставляли авто на парковке под городским парком. Стояла долго (часов 5), заплатили мало (2 или 3 евро). Почему так – не поняли.

Дрезден. Машина жила на частной парковке отеля за 6 евро в сутки. На улице у входа в отель можно было оставить бесплатно, но решили не рисковать.

Брест. Переночевала на парковке гостиницы «Интурист» то ли за 1 доллар, то ли за полтора.

В целом, при выборе отеля наличие парковки и ее стоимость были важными факторами.

Какие машины популярны в Европе?

На наш поверхностный взгляд, в Австрии, Франции и Германии машины в основном новые, большая масса – не старше трех-пяти лет. Итальянцы и французы – большие фанаты отечественного автопрома, в этих странах явно доминируют авто, произведенные в них же. В Париже, помимо мопедов, чрезвычайно популярны Смарты, Toyota IQ и французские производные от Toyota Aygo. Видели живьем даже один Renault Twizy. В Германии концентрация немецких авто показалась меньшей, чем, например, французских во Франции. Немцы с удовольствием ездят и на японском автопроме. Самая большая концентрация дорогих авто, как показалось, – в Люксембурге. Там BMW – самый настоящий народный автомобиль.

Так же в Европе видели много ремонтов дорог. Практически нигде он не доставляет большого неудобства (кроме, разве что, Польши, где одновременно ремонтируется ВСЁ). Временная разметка и дорожные знаки максимально понятные.

Наш опыт говорит, если собираетесь на Рио в путешествие (по крайней мере, по хорошим европейским дорогам), будьте уверены – не подведет.