2 января 2012 года мы встали в 5 утра, в 6:20 выехали.
По улице Липецкой, потом по МКАДу добрались до Киевского шоссе. Когда повернули на него, было уже около 7.
От Москвы до самого поворота на Калугу, а это примерно 170 км, качество дороги М3 "Украина" (Москва - Калуга - Брянск - граница) довольно приличное. По две полосы в каждую сторону, есть отбойник, много освещенных участков.
Движение весьма активное в обе стороны, несмотря на то, что ранее утро второго января.

После развязки на Калугу дорога сужается, отбойник исчезает, качество асфальта портится.
Дорога представляет собой старую бетонку, которую некогда закатали в асфальт, но он растрескался, и швы вылезли. Ехать по этой дороге - будто по стиральной доске: бум-бум-бум и зубы друг об друга стучат без конца.

Гололедицы большой не наблюдалось. Погода за окном - маленький минус или вообще около нуля. На асфальте скорее сыро, чем скользко, хотя деревья вдоль дороги заснежены порядком.

В районе Калуги мы долго высматривали заправку с отапливаемым туалетом - их не особенно много за пределами Московской области. Были пара приличного вида Лукойлов до сворота в областной центр, но мы проехали мимо них.
Заезжали на Газпромнефть, а там оказался "туалет за сугробом", без отопления (вот позорище-то, раскрученный же бренд). Решили "на фиг - на фиг".

В итоге на некотором удалении от Калуги заехали на заправку неизвестной нам прежде марки AMI. Весьма приятное место - теплый магазин, кафе, туалет. Выпили там кофе и съели по заготовленному дома бутерброду. Когда были готовы ехать дальше, часы показывали уже около 9 утра.

И только здесь небо стало понемногу светлеть.
Кстати, весьма интересные ощущения, когда встаешь рано утром, вроде бы даже чуть-чуть выспался, завтракаешь, садишься в автомобиль, едешь несколько часов... А на улице все это время темень беспросветная. Чувствуешь себя героем фильма про конец света, и даже закрадываются опасения - а будет ли вообще рассвет сегодня?

К счастью, около 10 стало по-настоящему светать.
Оказалось, что мы едем в настоящем зимнем лесу:

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

Даже специально остановились на обочине, чтобы пофотографироваться:

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

Дорога скверная до самой границы между Калужской и Брянской областями.

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

После областной границы покрытие становится немного получше. Но радость автомобилистов не длится долго.

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

За поворотом с М3 на Брянск трасса становится еще хуже. К разъезженным швам бетонки добавляются и простые ямы.
Кстати, дорога в Брянске и Калуге очень щедро засыпана песком. На встречу нам даже попался один посыпательный грузовик.
Песка тут не жалеют, но обочины расчищены плохо. Автомобили прокатали две колеи в жиже из песка и снега, по одной в каждую сторону. Обе колеи очень близко к центру дороги, и когда едет встречка - приходится съезжать со своих "рельсов" и заезжать на обочину, которая прилично расширилась за счет грязных сугробов.

На привал останавливались еще раз перед Брянском, на заправке Лукойл. Съели все приготовленные на день бутерброды. Было около 12 часов дня.

По мере движения погода заметно меняется. Количество снега уменьшается, на горизонте в тучах появляется просвет. Верится, что где-то впереди мы сможем увидеть солнце!

Вот 456-я километровая отметка. До границы еще около 50 км (всего от Москвы до границы с Украиной - порядка 500 километров, если иметь в виду КПП "Троебортное - Бачевск", куда мы, собственно, и ехали).

Автодорога Украина. Москва - Калуга - Брянск - граница

Чем ближе граница - тем больше заправок, деревень и больше мужчин, продающих у обочин этих деревень автостраховки.
Но мы о страховке позаботились заранее и еще в конце декабря купили "Зеленую карту" - аналог ОСАГО для поездок за границу. 15-дневная карта для выезда в Украину обошлась в 500 рублей.

В час тридцать дня на подъезде к границе мы встали в очередь, которая, впрочем, двигалась довольно быстро.

У границы Россия - Украина

Продавцов всех "тех самых штук, без которых в Украине делать нечего" тут еще больше.
Продают Зеленые карты. Продают гривны.
Еще продают наклейки "RUS" на стекло автомобиля.

Гривны с рук и карты нас не интересовали, а вот про то, что наклейка "RUS" нужна - мы слышали впервые. Пришлось срочно лезть в интернет с телефона и читать форумы.
Нашли чью-то запись в блоге, что стикер этот не нужен, если на госномерах уже есть надпись RUS (под цифровым кодом региона). У нас, конечно, эта надпись была (она же должна быть у всех, не?), и потому наклейку мы брать не стали.
Продавцы, конечно, пообещали, что мы к ним не раз ещё вернёмся, но мы не восприняли это всерьёз.

Пока ползли в очереди к российскому пропускному пункту, Елена ходила протирать госномера. Жижа из песка и снега так их залепила, что ни одной цифры/буквы не разобрать. И вообще автомобиль стал очень грязный, серо-рыжего цвета (а в документах сказано "зеленый светлый").

Российскую границу прошли относительно быстро. Потом сколько-то метров нейтральной зоны (даже с павильоном, озаглавленным Duty Free) - и Незалежна Україна. Тут тоже, конечно, очередь.
Пока ждали - сточили две пары бананов и поменяли 1000 рублей на 242 гривны в кассе Райффайзена, расположившейся в административных корпусах КПП. Неплохой курс оказался, только раз в Киеве мы видели более выгодный. Но, правда, меняют при границе не более 1000 рублей с одного паспорта.

Мы сидели, ждали, пока проштампуют наши паспорта, обсуждали соседей по очереди.
Как и везде, здесь (и на российской стороне, и на украинской) нашлось немало желающих проскочить вперед и побыстрее. Культура у обоих братских народов страдает - какие уж тут честные выборы, если самые простые люди по-честному в очереди постоять не могут.

Не обошлось и без происшествий. Украинский мужчина, проштамповавший наши паспорта, вернул документы, а вот пропускной талончик, врученный нам на въезде, отдать забыл. Без него же нас отказались выпускать с территории КПП. Пришлось парковаться возле финального шлагбаума и идти пешком обратно к будочкам таможенников и ФМС (или какой аналог в Украине у этой службы?). Яков пошел, а Лена осталась искать талончик в авто - может, завалился куда.

И вот Елена сползла с сидения, шарит под ним, в окна не смотрит. И вдруг слышит глухой удар и вопли.

Оказалось, перед припаркованным нашим авто - лужа, и она замерзла. Яков на ней подскользнулся и шлепнулся наземь в лучших традициях старых французских комедий. Громко ругался от неожиданности и возмущения. Елена перепугалась, побежала его спасать, но все было хорошо, даже лед на луже не треснул.

Забрав талончик у одного офицера, мы благополучно сдали его другому, выехали с территории пропускного пункта и направились дальше.

Да, еще один момент. Везде в интернетах написано, что на границе необходимо предъявлять паспорт транспортного средства (ПТС, большая голубая бумажка). У нас его с собой не было, и мы показывали всем свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС, маленькая заламинированная розовая бумажка), и ее было достаточно. Она и в России, и в Украине была за паспорт авто.

И наклейку RUS с нас никто не спросил.

В 4 часа дня мы отчалили от пропускного пункта. В целом потратили на прохождение границы два с половиной часа.

Дорога Москва - Киев. Украина

350-километровая дорога от границы до Киева состоит из двух участков: 250 км до города Копти и 100 после него. Первый участок крайне хорош! Прямой, с качественной разметкой, с отличным асфальтом, без населенных пунктов. Прямо-таки европейский автобан! Небольшие минусы: всего одна полоса в каждую сторону и минимальное количество инфраструктуры в виде автозаправок с кафе и туалетами (мы-то голодные, последнюю еду - бананы - съели на таможне).

Дорога Москва - Киев. Украина

Пока мы ехали, из туч вышло солнце!

Дорога Москва - Киев. Украина

По пути много автобусных остановок с пешеходными переходами, о которых водителя предупреждают несколько металлических полос, вмонтированных в асфальт. Одна, потом через некоторое расстояние вторая, через такое же расстояние третья и еще две за ней, рядом друг с другом. А потом уже сам переход по зебре. Когда проезжаешь по этим вставкам, из-под шин выходит очень интересный звук: "тынн... тынн... тын-тын-тын!".

Дорога Москва - Киев. Украина

Первые километры украинской дороги были в снегу (это видно на фотографиям выше), но его здесь гораздо меньше, чем, например, в Калуге. Кое-где на дороге лежал лёд. Песком шоссе не засыпали, как в России.

Но чем дальше вглубь страны - тем меньше снега и тем ярче солнце. Сто пятьдесят - сто километров до Коптей мы ехали при закате, под ясным небом, по чудесной и практически пустой дороге среди полей с большими деревьями, посаженными вдоль обочины. Деревья растут криво, то в один бок наклонены, то в другой. Видимо, тут дуют сильные ветра.

Дорога Москва - Киев. Украина

Когда приехали в Копти, уже стемнело. В Коптях дорога на Киев поворачивает почти на 90 градусов влево. А направо идет дорога в Чернигов.

После поворота шоссе становится шире - две полосы в каждую сторону. Но качество асфальта меняется к худшему (хотя с российскими выбоинами все равно сравниться не может). И здесь уже много населенных пунктов - регулярно приходится снижать скорость (мы же законопослушные путешественники).

95-й бензин, как мы успели заметить, стоит в районе 10-11 гривен за литр, это примерно 40-45 рублей.

На подъезде к самому Киеву (после развязки в Броварах и в районе поворота на аэропорт Борисполь) навигатор в телефоне, который вел нас все это время, выкинул интересную штуку: объявил, что карты данной окраинной части Киева у него нет и как нам ехать в отель - ему неизвестно. Вообще дорогу перестал видеть и утверждал, что мы едем по чистому полю.
Это был сюрприз. Пришлось ехать по указателям в надежде, что "кривая выведет".

Сейчас уже сложно определить, какими улицами и проспектами мы въехали в украинскую столицу.
Где-то на Харьковском шоссе навигатор вдруг стал показывать карту центра Киева, к которому мы приближались (правда, все попытки построить маршрут оказались бесполезны).

Кое-как, руководствуясь "статичной" картой в телефоне, визуальной памятью о маршруте, построенном дома на Яндекс-картах, и врожденной сообразительностью, мы добрались до моста через Днепр, названного в честь академика-мостостроителя Е.О. Патона. Даже не заплутали, нигде не ошиблись и всего лишь раз нарушили рядность (не зря Елена на первом курсе выступала за факультетскую сборную по спортивному ориентированию!).

Тут уже стало немного легче - от моста Патона до отеля более или менее очевидный маршрут. По сути, только 2 поворота осталось: с бульвара Дружбы народов на бульвар Леси Украинки, а с бульвара Леси Украинки - на улицу Госпитальную.
На улице Госпитальной и находится "Президент-Отель", в котором мы забронировали номера.

Бульвар Леси Украинки нам понравился, особенно в той его части, которая ближе к центру. Деревья украшены новогодними лампочками.
Движение весьма оживленное, но нам удалось сориентироваться и найти нужный нам поворот.

Правда, на улице Госпитальной мы сперва подъехали к отелю "Русь". Спросили у охранника, где "Президент".
Потом подъехали на стройку (видимо, еще заканчиваются работы на расположившемся неподалеку стадионе - Национальном спортивном комплексе «Олимпийский»).
И только с третьего раза нашли, как попасть в нужную гостиницу.

Сказали охраннику у шлагбаума, что мы постояльцы и едем вселяться, поставили машину на просторной парковке в удобном уголке и пошли на ресепшен. Время было 19:53 по Москве, или 17:53 по местному. Дорога вместе с границей заняла у нас тринадцать с половиной часов, и если вычесть простои на границе и на двух привалах, то останется 10 с половиной часов чистого руления.

Reception и lobby отеля "Президент" смотрятся вполне себе хорошо. Работники, встретившие нас за стойкой приемной, были вежливы, выглядели очень молодо.

Предыстория:
Отель мы бронировали через booking.com 30 декабря по распродажной цене: 4 ночи в стандартном twin-номере стоили 2485,32 гривны + 1% городского налога. Для подтверждения брони отель должен был заморозить эти деньги на нашей банковской карточке, но почему-то у них не выходило провести рублевую Visa Electron удаленно, хоть мы дважды вводили и перепроверяли свои данные. 1 января пришлось позвонить в "Президент" и лично подтвердить, что мы точно приедем.

В итоге нас ждали, бронь действовала, и мы выкупили номер по той цене, по которой заказали изначально (а то 1 января он уже подорожал).

Номер оказался лучше, чем мы ожидали, начитавшись отзывов на том же Букинге. Отремонтирован недавно.
Закинув вещи, мы скорее пошли на улицу - искать еду. Не ели ведь с двух часов дня! Дома в интернетах прочли, что рядом с отелем есть кафе "Пузата хата" - популярная киевская едальня с демократичными ценами и вкусными блюдами.

По дороге пытались заставить работать навигатор, который никак не мог найти себя в этом городе. Где находятся "Хаты" - он показывал, а вот где находимся мы - не мог определить.
Пришлось идти по наитию.
Первые особенности города, бросившиеся в глаза, - множество подземных переходов, которые необходимо преодолеть, чтобы попасть из точки А в точку Б, и заполненность этих переходов магазинчиками и лавочками.

Пока мы блуждали по улицам, понимая только, где примерно находится центр города и где - отель, из которого мы вышли, неожиданно увидели на противоположной стороне улицы вывеску "Пузатой хаты". Очень обрадовались!

Зашли (это оказалась "Хата" на углу улицы Бассейной и Крутого спуска) и стали пытаться разобраться в устройстве этого заведения. Походив туда-сюда, поняли, что на первом этаже - линия раздачи с салатами, первыми и вторыми блюдами, а на втором - кофейня с горячим чаем, кофе и десертами.

Потому мы набрали еды внизу (борща, блинов, салатов, еще каких-то спесьялитэ) и пошли наверх, где больше свободных столов.
Поели вкууусно-вкуусно (о, этот украинский борщ!!!!), потом Елена минут 20 постояла в очереди за чаем, и еще выпили чаю сверху.

Настроение сразу стало намного лучше, и даже усталость отступила немного.
Покушав, мы пошли дальше - искать самый центральный центр города: Крещатик.

Нашли довольно быстро - он совсем недалеко от того кафе, где мы ели.
Вышли и обрадовались, и впечатлились.
Впечатлились, во-первых, количеством новогодних гирлянд и, во-вторых, шириной пешеходной части Крещатика, напомнившей о Елисейских полях.

Правда, второй повод для хорошего впечатления был быстро испорчен видом парковки, разместившейся на нижнем уровне пешеходной части (она двухуровневая, да), и еще больше - крайней невежливостью водителей, занявших ее. Они сигналили друг другу и ругались на пешеходов, которые вздумали там прогуляться. Как-то не по-европейски это.

Но оставим.
Вот таким мы увидели Крещатик в первый раз:

Крещатик, Киев

Мы шли по Крещатику, любовались размахом сталинской архитектуры и слушали уличного музыканта, который пел "Группу крови", а потом "Выхода нет".

У этого вот здания со шпилем весь транспортный поток сворачивает с Крещатика на улицу Богдана Хмельницкого, а Крещатик становится пешеходным, видимо, в честь новогодних праздников и народных гуляний:

Крещатик, Киев

Вот люди как раз и гуляют (и дождь идет):

Крещатик, Киев

На здании Киевской администрации висят часы, отсчитывающие время до Евро-2012:

Крещатик, Киев

Так мы дошли до самого Майдана Независимости. Там стоит новогодняя елка, все вокруг украшено гирляндами и подсвечено, и очень много людей, каждый десятый из которых - в костюме Деда Мороза. И тут очевидной стала еще одна характерная особенность города: невероятное количество наружной рекламы. Под огромные конструкции отдано практически каждое здание на Майдане, а на Дворце профсоюзов и вовсе висит громадный экран размером с дом, от ярких вспышек которого впечатлительных особ может хватить припадок. Пирс Броснан по этому мега-телевизору пьет чай, среди толпы дети нарезают на пищащих электромобилях, гуляния в самом разгаре. Вот это шииииик!!!

Но обо всем по порядку. Елка, монумент Независимости:

Площадь Независимости, Киев

Елка, гостиница "Украина", монумент Независимости, люди:

Площадь Независимости, Киев

Майдан Незалежности с другой стороны:

Площадь Независимости, Киев

Лядские ворота со статуей архангела Михаила:

Площадь Независимости, Киев

Погуляв немного по Майдану, Яков пришел к выводу, что на сегодня впечатлений уже слишком много, а Елена поняла, что она напрасно не надела шапку. Обсудив это, мы решили, что пора идти в номера и ложиться спать.

Так и сделали.
Возвращались тоже по Крещатику, на этот раз - по закрытой от машин проезжей части.
Когда еще выдастся такая возможность!

Вот мы уходим с Майдана:

Киев, Крещатик

Идем по самой разделительной линии в центре:

Киев, Крещатик

Это то, что можно увидеть, обернувшись в сторону Майдана (розовые полосы - картинка на экране мега-телевизора!):

Киев, Крещатик

И небольшая, кривенькая панорамка:

Киев, Крещатик

Вот такой длинный и наполненный был день.