31 мая 2012 года, в четверг, Елена сдала все необходимые документы, связанные с ее свежезащищенной кандидатской диссертацией, в управление аспирантуры.
Некоторые бумаги из-за поставленной по ошибке печати пришлось переделывать прямо в последний момент!
К счастью, должностные лица, подписи которых требовались на испорченных бумагах, были все на месте - хотя обычно их нигде не застать!
Лена восприняла это как добрый знак.

1 июня 2012 года, в пятницу, около 10 вечера, Елена и Яков встретили в аэропорту Домодедово прилетевшую из Красноярска Ленину маму.
Выехали туда позже, чем собирались. По дороге в порт застряли в пробке, скопившейся у поворота на мкрн Авиационный.
Прибыв в Домодедово, не нашли бесплатной парковки близко к зданию аэропорта, из-за чего Яков высадил Елену у входа и поехал искать ее один.

Парковочное место нашлось около Аэротеля, в километре от выхода из Домодедова.
Уже стемнело, но Лена с благополучно встреченной ей мамой докатили чемоданчик до ожидавшего их Якова без проблем.

Около 11 вечера были дома. Поработали. Подкрепились. И около часа ночи отправились в путь - в Краков.

2 июня 2012 года

Со МКАДа выехали на трассу М1. В районе Одинцова из-за ремонта пришлось ехать медленно и местами - змейкой, поскольку полосы движения то тут, то там перегорожены строительными блоками и то сходятся, то расходятся.

Поскольку уже июнь, солнцестояние близится - светать начало рано.
День начинался пасмурный, несколько раз проезжали через дождь.
Яков мужественно рулил, а Лена и мама договорились, что дремать будут по очереди - чтобы кто-то один всегда бодрствовал и развлекал водителя беседой, не давая ему клевать носом.

Где-то в районе Можайска сквозь сон Елена вдруг подумала - а где же мой фотоаппарат?
И тут весь сон как рукой сняло - камера осталась дома!
Ужас! Ужас! Паника! Слезы! Такое грандиозное путешествие, а с собой только фотоаппараты в телефонах и неновый Олимпус с карточкой на 64 мегабайта.

Какие только варианты не рассматривались - и заехать в Смоленск. Но где там купить фотокамеру в 5 или 6 утра?
Думали заехать и в Минск - но это лишний крюк и потерянное время.
Решили ехать пока так, а в Кракове уже разобраться с проблемой.

Когда подъехали к границе с Беларусью, уже практически полностью рассвело.
Собственно, границы как таковой уже нет. Есть информационные щиты, приветствия. Есть кабинки оплаты за пользование автотрассами. А таможни, пограничников, паспортного контроля нету. Как в Евросоюзе!

Подъезжая к дорожной кассе, мы уже было приготовили деньги, чтобы рассчитаться на проезд по белорусскому автобану.
Но нас пропустили так, бесплатно. С легковых русских и других иностранных автомобилей денег не берут - повышают туристическую привлекательность.

Беларусь, трасса М-1 недалеко от границы с Россией, в районе Буды:

Беларусь, трасса М-1

Часа через полтора после пересечения границы сделали небольшой привал - припарковались около автобусной остановки "Новосады". Судя по карте, это где-то между Бобром и Борисовом.
Выпили кофе из термоса, съели бутерброд, проверили масло в автомобиле.
Карта автодороги М-1 в Белоруссии близ остановки "Новосады":

Беларусь, трасса М-1

Где-то там же недалеко делали остановку и на большой парковке для грузовиков - на ней заботливые белорусы разместили качественные уборные и содержат их в чистоте.

В целом в Беларуси дорога отличная! Две полосы с широким разделителем, хорошая обзорность, крутых поворотов вовсе нет.
На большей части магистрали – ограничение 120 км/ч для легковых авто. Но важно следить за знаками!
Во-первых, магистраль начинается только после большой развязки на Оршу, а это около 50 км от границы с Россией.
Во-вторых, несколько участков магистрали имеют ограничение 100 км/ч.
В-третьих, есть локальные ограничения, за которыми тоже надо следить. К сожалению, знаки стоят только на правой обочине, и если едешь в левой полосе, а справа, например, едет грузовик, то знак легко и пропустить.
Елена, как штурман, изо всех сил старалась следить за дорожно-знаковой информацией, но иногда сон ее все-таки побеждал и сознание отключалось.
А местные гаишники за нарушениями бдят строго.

Где-то перед Брестом заправили полный бак бензина - в Евросоюзе он ведь дорог!
Вот уже въезжаем в Брест:

Беларусь, трасса М-1 на въезде в Брест

Прошло около семи часов после пересечения границы с Белоруссией и около 12 с выезда из дома.
Почитавши заблаговременно интернеты, мы решили проходить границу с Польшей не в самом Бресте, а на новом КПП в деревне Домачево неподалеку. Вроде как там должно быть меньше народу.
Вот только как попасть в это Домачево - известно только приблизительно. Навигатор дороги туда не знает.
Пересекли весь город насквозь, доехали почти до самого КПП Брест - Тересполь. Отчаявшись, решили вставать в очередь там.
И вдруг! Увидели указатель: "Дамачава налево"!
Кому-то из нас удалось сообразить, что Дамачава - это и есть Домачево по-белорусски. И мы поехали налево, по автодороге Р17, а потом Р94.

Дорога Брест - Домачево тихая, пустая.
Очередь на пограничном пункте была максимум машин из пяти. Отстояли ее довольно быстро.
Документы сунули в будочку, женщина-таможенник осмотрела наше авто, спросила, куда мы едем.
Ответили, что сейчас вот прямо едем в Краков, а потом - в Париж (визы-то у нас французские).
Дополнительно показывать ничего не просили - ни сумки, ни чемоданы.
Вся процедура заняла часа полтора, что весьма хороший результат для прохождения границы.

Первые километры польских земель после КПП Домачево - Славатыче - это в основном поля и симпатичный лесок.
Асфальт - местами старый, а кое-где - совсем новый:

Польша, дорога после границы с Белоруссией, Домачево

Один из первых настоящих городов - Радзынь-Подлясский.
Вот он на горизонте, видны колокольни костела Святых мучеников Подлясских:

Радзынь-Подляский

Фото снято на телефон, как и несколько предыдущих, - фотоаппарат Олимпус решили поберечь до Кракова. Неизвестно ведь, как там ситуация сложится с покупкой новой камеры или карт памяти.

Согласно Википедии, пратулинские мученики (мученики из Пратулина, Подлясские мученики) — 13 блаженных греко-католических мирян, расстрелянных 24 января 1874 года царским отрядом в селе Пратулин за отказ перейти в православие.

Дорога, которой мы едем в Краков, - настоящая европейски-деревенская. Проходит через множество населенных пунктов.
Ограничение скорости в населенном пункте - 50 км/ч, за городом - 90 км/ч. Автомагистралей на нашем маршруте нет.

В польской деревне Сточек-Коцки (Stoczek Kocki):

В польской деревне Stoczek Kocki

Здесь мы делали небольшую остановку, чтобы размяться, снять куртки и кофты - начало припекать настоящее летнее солнце!
Вот кто скажет, что это не Камарчага?
Обычная среднеевропейская растительность не скажет.
И остановка из металлического листа - не скажет.
И лужа на просевшей брусчатке - не скажет.
И мусор на газоне - не скажет.
Только идеально ровный асфальт прошепчет: "Это Пооольшаа".

Впереди снова дождь:
Автодорога 48, Польша (Томашув-Мазовецкий - Коцк), перед поворотом на "Спортивное стрельбище в Березовой роще" (Strzelnica sportowa w Brzozowej):

Автодорога 48, Польша

Местность сельская, леса-поля. Связь и gps периодически пропадают, телефон не может дозвониться до спутника.
Потому местами мы едем по наитию и на некоторых развязках (большинство более или менее значимых развязок здесь, да и в Европе в целом, организовано по кольцевому принципу) сворачиваем туда, куда подсказывает сердце.

Нет абсолютной уверенности, но кажется, что мы пропустили один из поворотов на более короткую дорогу и сделали крюк в 10-20 километров.

Проезжали по Новому мосту в городе Пулавы, по центру города Зволень, встречалось несколько развязок, на которых мы не знали, куда точно нам ехать, и выбирали направление интуитивно.
Тут уже спать хотелось водителю, но он держался изо всех сил.
Заезжали на заправку и платили картой "Банк в кармане" от банка "Русский стандарт". Перед выездом из дома Елена узнавала - не будет ли проблем с расчетами за рубежом, не заблокируют ли карту, опасаясь мошенничества.
Оператор колл-центра рассказал, что после первой заграничной операции на контактный телефон могут позвонить сотрудники банка, чтобы уточнить - точно ли владелец совершил ее, или это какие-то злодеи шалят.
Потому контактный телефон должен быть доступен.

И после того как бензин был куплен, Елена обнаружила, естественно, что денег на телефоне нет, отчего услуга международного роуминга неактивна и телефон недоступен.
И снова - ужас-ужас-паника. На "Банке в кармане" - основные денежные запасы Якова и Елены, припасенные для этого путешествия.
Блокировки карты допустить нельзя!

Поставлена срочная задача найти некое общественное место с публичным доступом к Wi-Fi, чтобы перевести деньги из онлайн-банка на телефон и в нужный момент ответить на звонок.

Таким публичным местом оказался, конечно же, МакДак. В который раз уже он спасает Елену!
Мы остановились на парковке около ресторана McDonald's в городе Радом, по адресу: улица Стефана Чарнецкого (Stefana Czarnieckiego), 73.
Ленина мама скушала бургер, один из самых простых и дешевых, просто из интереса.
Елена заплатила за телефон.
Яков, кстати, даже не ходил в кафе - пожелал остаться в автомобиле и поточить там домашние бутерброды.

Едем дальше - несколько километров удалось преодолеть почти по настоящему автобану - по 2 полосы в каждую сторону, с разделителем.
Было это в районе города Скаржиско-Каменна. И недолго.

Впереди - деревня Водзислав, Свентокшиское воеводство (Wodzislaw, Wojewodztwo swietokrzyskie):

Водзислав, Свентокшиское воеводство

Европейский маршрут E77, польская национальная автодорога 7. На подъезде к деревне Ксёнж-Вельки (Ksiaz Wielki):

Европейский маршрут E77, польская автодорога 7

В самой деревне Ксёнж-Вельки:

Ксёнж-Вельки, Польша

Впереди виден рекламный щит отеля "Замочек". Он построен по образцу настоящего замка, возведенного здесь же, в Ксёнж-Вельки, итальянским архитектором Санти Гуччи в конце 16 века, но затем перестроенного в начале века 18-го. Сам замок находится в стороне от дороги, за деревней.

И еще впереди виден купол местного костела.
Он стоит прямо у шоссе, но снять его с дороги не получилось. Потому вот чужое фото:


Источник: http://www.polskaniezwykla.pl/

По-моему, довольно необычная архитектура: строгое минималистичное здание из серого камня и отдельно стоящая темная деревянная колокольня.
Такого вида костелы встречались нам по дороге в этом районе не раз - видимо, это какое-то местное веяние.

Близ деревни Стшежув-Други (Strzezow Drugi), гмина Мехув:

Близ деревни Стшежув-Други, Польша

Ограничение в 70 км/ч - это еще ого-го какая скорость для местной трассы, на которую буквально одна за другой нанизаны деревни.
Через "автобан" обустроено множество пешеходных переходов. Много где скорость надо сбрасывать значительно.
За нарушениями следит огромное количество видеофиксаторов.
Выглядят они вот так (в районе города Prandocin-Wysiolek):

Видеофиксатор на автотрассе в Польше

Очередная деревня - Видома (Widoma), гмина Ивановице:

Видома, гмина Ивановице

До Кракова уже около 20 километров, а признаков города никаких!
Ни дымящих труб и градирен, ни небоскребов на горизонте, только деревни да деревни.
Дорога от Москвы до Кракова без ночевки в пути кажется бесконечной

Наконец, Краков начался - как и большинство городов Восточной Европы - с многоэтажек в рабочих районах, промышленно-коммеческой зоны, безвкусной наружной рекламы и железнодорожных виадуков.
Краков, аллея 29 Ноября в районе улицы Siewna:

Краков, аллея 29 Ноября

Как-то снова вышло, что мы пропустили короткий поворот к нашему апарт-отелю, который был забронирован в самом центре города, в еврейском районе Казимеж.
Из-за этой ошибки проехали практически весь центр вокруг по местному "Садовому кольцу".
Видели много старых домов, весьма неухоженных, есть и образцы советской монументальной архитектуры.
Вот один из перекрестков: аллея Юлиуша Словацкого (в районе дома №20) и улица Lobzowska:

Аллея Юлиуша Словацкого, Краков

Здесь находится районная администрация - управление повята (Starostwo powiatowe)

Еще, помнится, проезжали Национальный музей с памятником художнику Станиславу Выспяньскому (Stanislaw Wyspianski) и странной инсталляцией в виде скомканных листов бумаги.
Проезжали кинотеатр "Киев" (!) с толпой молодежи у входа.
С 28 мая по 3 июня там проходил Краковский международный кинематографический фестиваль.

Поскольку поворот на кратчайший путь на нашу улицу пропущен - пришлось проехать небольшим полукругом, заглянуть на противоположный берег Вислы, а потом вернуться назад с другой стороны Старого города.
Попали в отель чуть позже, не зато посмотрели на Вавельский замок над рекой в лучах заката.
Увидели, что зеленый склон холма и набережная под ним - популярное место отдыха у краковчан. Там и гуляют, и просто на траве сидят, наслаждаются солнцем и начавшимся летом.

Когда доехали до улицы Miodowa (Медовая? Мёдова?), где у нас были забронированы апартаменты, стало уже смеркаться.
Время - к 10 вечера по местному времени.
Проехали квартал-два в поисках парковки и нашли ее - прямо напротив синагоги.
Пока Яков и мама доставали из багажника чемоданы, Лена пошла к парковочному автомату, чтобы купить талон на парковку. Но почему-то он не работал.
Елена успела расстроиться - автомат сломали, где теперь другой найти! Но внезапно обратила внимание на надписи на нем.
Сходство русского и польского языков оказалось достаточным, чтобы разобрать, что по выходным парковка тут - бесплатна!
Мы прибыли в субботу вечером, а уезжать будем во второй половине дня в воскресенье.
Значит, платить за парковку мы не должны!

С чемоданами мы направились туда, где, судя по карте, должен был находиться отель.
Это старое четырехэтажное здание со старым-старым подъездом, массивными высокими деревянными дверями, которые оказались заперты.
Мы стояли перед дверями и думали, в какой из звонков позвонить.
И пока думали - к дверям подошла молодая пара каких-то иностранцев, вежливо с нами поздоровалась, спросила, не идем ли мы, как и они, в Honey Hostel. А этот хостел находится в том же подъезде, что и наш апарт-отель, но на другом этаже.
Мы сказали - нет, мы в Emotions Apartotel.
А пара тем временем позвонила в звонок своего хостела, и двери открылись.

Мы затащили чемоданы на третий этаж - там находились забронированные нами через интернет апартаменты.
Лестницы тут - узкие. Потолки - высокие. Все аутентично.

Еще в Москве Елена по электронной почте связалась с контактным лицом, указанным в Букинге для апарт-отеля Emotions.
Некий молодой человек объяснил, что позднее прибытие - совсем не проблема. Вы, мол, как приедете - позвоните мне. И я вам помогу.

Вот мы приехали, и с лесничной клетки Елена давай ему звонить. Мы тут, говорит.
Он что-то лопочет про дверь куда-то, потом про ключ, потом про дверь снова.
Английский с польским акцентом. Ну и Елена тот еще upper intermediate.
Наконец удалось понять, что с лестничной клетки надо выйти на балкон.
После еще пары вопросов и повторов - удалось понять, где лежит ключ, оставленный специально для нас.
Ну, а когда ключ был найден, попасть из прихожей апарт-отеля в апартаменты - не составило труда.

Работнику Emotions Apartotel по имени Michal (Михаль? Майкл?) - большой плюс за вежливость и терпение.
Апартотелю за клиентоориентированность и персонал - ок!

Мы зашли и осмотрелись - в нашем распоряжении до завтрашнего утра однокомнатная квартира: прихожая со входом в мойку, кухня, спальня с тремя спальными местами.

Emotions Aparthotel, Краков

Довольно прилично для двух звезд. Окна большие, а в спальне есть изразцовая печь!

Emotions Aparthotel, Краков

На кухне - чайник, чай, кофе, газовая плита.

Emotions Aparthotel, Краков

Вид из одного окна (в кухне-прихожей) - в узкий, трапециевидный, почти треугольный двор-колодец, весьма облупленный. Из другого окна - спаленного - на улицу Miodowa, тоже довольно узкую.

Emotions Aparthotel, Краков

Улица Miodowa, Краков

Перекусив и помывшись, наша делегация завалилась спать - путь занял более 20 часов, ночь с 1 на 2 июня прошла без сна.
Хотелось, конечно, тоже сходить на набережную к Вавелю - посмотреть на Вислу, посидеть под замком.
Но поздно и устало очень уже.

За 2 июня на машине проехали 1 527 км. Маршрут
Пешком ходили от подъезда до машины в Москве, от машины до подъезда в Кракове, да по дороге на остановках топтались немного.

Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/