Скадарское озеро и Подгорица
Утром встали, увидели хорошую, ясную погоду и пошли пробовать море. Море показалось прохладным, и потому мы укрепились в своем намерении не идти сегодня валяться на пляж, а снова отправиться в путешествие. Теперь - на Скадарское озеро и в современную столицу Черногории - Подгорицу.

Там, обещал нам интернет, есть магазины с одеждой (Inditex и тому подобное).

Позавтракали в припляжном кафе омлетом с колбасой (омлет был жирный), вернулись в отель и повезли Daihatsu его хозяевам. Принимала машину женщина, которая, видно, не была автопрофи. Она обошла машину кругом, удостоверилась, что авто то же, что было нам выдано, и всё. Мы пошли пешком в другую контору, где нам обещали Yaris. Благо, контора эта в ста метрах только находилась. Пришли мы к 10, как назначено, а Yaris'а еще нет. Дядька сидит другой, не тот, что был вчера. Этот очень нервный, хотя и вежливый. Переживает. Говорит, сейчас клиенты приедут, сдадут машину, мы ее быстренько помоем и вам выдадим. Я делаю недовольное лицо. И тут машина наша приезжает. Русский турист с женой ее сдает ('турист с женой', а не 'сдает с женой'). Работник конторы машину всю осмотрел (не как женщина из предыдущего офиса), внутри посидел, сколько топлива проверил. Вернул туристу 5 евро за бензин, которого тот много в Yaris'е оставил.

Машину для нас решили не мыть - она мало попачкалась, а нам бы ехать поскорее. Yaris 2009 года выпуска, 3400 км пробег, коробка-робот (мне это мало что говорит, но специалисты понимают). Дядька из rent-a-car, продолжая нервничать, тщательно нас инструктировал, как эту машину водить, как что включать, где какие царапины уже есть, сколько бензина нам досталось. В общем, оставили мы ему в залог 50 евро (а за Daihatsu у нас залог не брали) и поехали. Сделали круг по Будве, чтобы выехать на Jadranski put, и поехали по нему вперед. Направление это тоже определили интуитивно, но больше тут, в общем-то, некуда направляться.

Ехать за пределами Будвы сразу стало красиво и сразу же стало страшно (мне, а водителю - не страшно, он так сказал). Полосы две - по одной в каждую сторону, слева скала, справа обрыв и море, в лучшем случае - обрыв и деревья с домами. Боязно. На всех поворотах я пищала, а поворотов было много.

По моей просьбе свернули с главной дороги в городок Святой Стефан, припарковались и пошли искать одноименный остров, чтобы его посмотреть. Сначала просто поснимали море (тут видно нашу Будву под полосатой горой):

Святой Стефан, вид на Будву и остров Святого Николы

Потом шли по сосновому парку Милочер, в котором иногда встречались уединенные и дорогие пляжи (50 евро за пользование):

Пляж в парке Милочер

С одного из пляжей ("Пляж королевы") уже видать и остров-отель Святой Стефан:

Пляж королевы и Святой Стефан

Остров-отель Святой Стефан

Идти дальше, чтобы смотреть остров вместе с перешейком, на него ведущим, мы не стали, потому как пора ехать, а мы уже довольно далеко от машины ушли. Надо назад. И мы пошли тем же парком назад, к машине. Зато потом остров и все Будванское побережье можно было увидеть с трассы. Вот фото с дороги (снято в движении, потому все на боку):

Святой Стефан из окна авто

В районе города Петровац дорога уходит от моря и идет в горы. Это выглядит примерно вот так (тут от моря остался виден уже совсем маленький заливчик):

Дорога с побережья в Подгорицу

Потом мы проехали через недавно прокопанный платный (2,5 евро) туннель, прокатились еще немного по дороге, прорытой в горах (невысоких горах и хорошо прорытой, потому не страшной) и слева стало видно Скадарское озеро. На подъезде к озеру, у города Вирпазар, мы планировали (я планировала, а водитель полагался на мой план) свернуть с главной дороги и поехать смотреть город Риека Црноевича. По фотографиям он показался мне стоящим осмотра. Но когда подъехали к развилке, дорога туда показалась мне не стоящей того, чтобы по ней ехать. Узкая, с плохим покрытием (едва ли не гравийка), страшная такая. В общем, я струсила, и мы поехали прямо - на озеро, а в Риеку Црноевича решили заехать с другой стороны, по другой дороге, на обратном пути из Подгорицы.

А когда мы разворачивались на этой развилке, нам стал что-то кричать молодой черногорец из припаркованной тут же машины. Я, конечно, испугалась, но мы все же подъехали поближе, чтобы узнать, что ему надо. Мало ли, вдруг ему медицинская помощь срочно требуется. Оказалось, он нас зовет на теплоходную экскурсию по озеру и в ресторан "Пеликан". Экскурсионная база и рыбный ресторан тут недалеко находятся, в Вирпазаре как раз. Но мы сказали, "Спасибо, потом", взяли у черногорца рекламный флаер и поехали дальше. Город Вирпазар с дороги так и не увидели, он остался в стороне.

Выехали на дамбу-мост, который идет через озеро. Проехали по нему.

Скадарское озеро. Дамба

Когда стали парковаться на другой стороне озера, под горой, чтобы посмотреть все вокруг, нас стал вербовать другой местный дядька. Тоже на лодке звал кататься, за 40 евро за двоих. Мы сказали, что это дорого. Через несколько минут он к нам снова подошел и позвал за 20 евро. Ну, мне хотя и страшно было, Яков согласился (наверное, потому, что прогулку вдвое дешевле начальной цены предложили). Вернулись по дамбе обратно на другую сторону озера, оставили там машину. И вот с 4 другими русскими туристами - двумя детьми лет 10, мальчиком и девочкой, женщиной-мамой и женщиной-бабушкой, на моторной лодке средних размеров, под названием "Сергей", с тентом, мы пошли кататься по озеру Скадарскому.

Скадарское озеро

Скадарское озеро

Водитель лодки оказался не очень разговорчивым. Включил диск или даже кассету с черногорской музыкой (скорее, это все же был диск, потому что одну не нравившуюся ему песню водитель постоянно пропускал нажатием кнопки, и это происходило быстро, не так, как кассета проматывает) и молча рулил. Дети в лодке попались не такие противные, как могли бы быть, достаточно спокойные. Со старшей женщиной мы даже поговорили немного. Она сказала, что в Ульцине хорошие песочные пляжи. А в основном мы смотрели вокруг - на то, как поезда идут по дамбе-мосту:

Скадарское озеро

И на редкие-редкие постройки на берегах озера:

Скадарское озеро

В одной тихой заводи лодочник припарковался и достал удочки (видимо, туристы, которые с нами катались, покупали прогулку с рыбалкой).

Скадарское озеро

На крючки он насаживал хлеб. Мальчик хотел насадить кальмара, но водитель лодки на жестах и общеславянском языке объяснил, что озерная рыба кто такой кальмар не знает и есть его не будет. Минут 10-15 рыбачили они на хлеб, вокруг лодки ходили маленькие рыбы, но на крючок никто не клюнул. Одного малька бабушка поймала в сачок, но в конце путешествия и его выпустили назад, в озеро. Водитель объяснил, что жарко, рыба ушла на дно.

Когда время прогулки стало подходить к концу (мы покупали 1 час), лодочник смотал удочки, вырулил из камышей и поехал разворачиваться. По дороге показал нам, что вот там далеко с красными крышами - это монастырь.

Скадарское озеро

А потом я сама углядела на дальнем-дальнем холме старую постройку неясного назначения.

Скадарское озеро

Ну и на окрестные холмы мы тоже посмотрели, они довольно красивы.

Скадарское озеро. Гора Враньина

Скадарское озеро

Скадарское озеро

Скадарское озеро

Потом мы пришли к нашей пристани, отдали 20 евро (с семьи взяли 60), не стали обедать в рыбном ресторанчике тут же, у моста, и поехали дальше, в Подгорицу.

Скадарское озеро. Пристань катера Сергей

Проехали мимо города Враньина под горой Враньина.

Скадарское озеро. Враньина

После горы проехали вдоль болота, которое, видимо, является продолжением озера. Встали в пробку около железнодорожной станции, которая скопилась из-за ремонта асфальта. Ехали по ремонтируемому асфальту, боялись, что камешки поцарапают нам машину. Пересекли одну или больше черногорскую деревню. В одном месте свернули не туда и проехали поперек деревни, поглядели на фруктовые садики и небогатые домики, вернулись на трассу. Проехали поворот на подгорский аэропорт и оказались на прямой долинной дороге в Подгорицу.

К слову, это был самый длинный прямой участок дороги, который попался нам в этой стране. Вероятно, вообще единственный такой длинный и прямой.

Непосредственно на въезде в Подгорицу снова встали в пробку, снова из-за ремонта асфальта. Но ненадолго. Оказались в городе около половины третьего (выехали, как помнится, в половину 11-го, минут 40 гуляли по Милочеру и час - катались на лодке. Итого часа два пути). Ехали по городу буквально "куда глаза глядят", не имея представления, куда нам надо. То есть, было представление, что в Подгорице надо посмотреть красивый мост, парк у реки с памятником Высоцкому, поесть и сходить в магазин. Но где это все находится - нам не было известно. Ехали пока что просто вперед.

Увидели вдруг строение с вывеской "Mall of Montenegro" и решили, что нам туда.

Подгорица. Mall of Montenegro

Не без труда нашли парковку, зашли внутрь здания, прошли через продуктовый рынок. На втором этаже над рынком продавали все подряд в небольших клеточках-отдельчиках, по примеру красноярского "Кванта". "Ну и молл", - подумали мы. И попали в некое помещение, действительно напоминающее молл. По крайней мере, там был продуктовый гипермаркет. Мы купили в косметическом магазине крем от солнца и расческу (я свою забыла дома и три дня жила без расчески). Попытались подняться на второй этаж молла, но нас догнал охранник, который сказал, что второй этаж не работает. Такой вот мега-магазин.

Вышли и потопали к скверу, который тут через дорогу, чтобы посидеть и подумать, куда двигаться дальше. Сквер, довольно выжженный солнцем, с советскими детскими горками, окружен чудесными советскими же бетонными постройками. Мы посидели, подумали, помазали кремом припеченную через окно левую руку Якова и решили, что мы не знаем, куда нам ехать. И потому надо ехать прямо. Вернулись в машину, выехали и направились прямо. Возле молла, кстати, тоже прекрасные высотки стоят. Прямо как у "Славянского базара" в Красноярске.

Подгорица

Подгорица

Улицы в этой части Подгорицы примерно такие все:

Подгорица

Пока мы катались с улицы на улицу по одному и тому же кварталу, нас остановил полицейский. Оказалось, снова едем с выключенным ближним светом. Снова, согласно правилам, надо было отдавать права, платить штраф 30 евро на почте, ехать назад к полицейскому за правами. Тут происходит диалог:

Полицейский (П.): - Светла. В Црнагоре надо светла.
Яков (Я.): - Ничего не знаю, не понимаю, первый раз за рулем. (включает свет)
П.: - Работаешь здесь?
Я.: - Нет! Турист!
П.: - Руски?
Я.: - Да!
П. (показывая на меня): - Жена?
Я.: - Да!
П.: - Какой город?
Я.: - Москва!
П.: - Аааа, Москва маленька, маленька! (ха-ха-ха и похлопал по плечу)

И всё, отвернулся, пошел, а мы поехали. Увидели указатель "Centar" и поехали туда. И вдруг - увидели мост!

Подгорица. Мост Миллениум

Проехали по нему, стали искать парковку, объехали квартал, проехали мимо экономического факультета Черногорского университета. Вернулись по мосту назад и нашли платную парковку, прямо около парка на берегу реки Морачи. Там есть пешеходный мост, идущий параллельно "Миллениуму". Мы по нему пошли.

Подгорица. Мост Миллениум через реку Морачу

Подгорица. Мосты через реку Морачу

Вышли к памятнику Владимиру Высоцкому:

Подгорица. Памятник Владимиру Высоцкому

Есть там и еще один пешеходный мост, который идет волнами из-за ветра (я испугалась и убежала). Вот вид с этого моста:

Подгорица. Мосты через реку Морачу

С этого моста, через парк, мы прошли в центр города, который остался не запечатленным на фото. Это несколько одно-двухэтажных улиц с кафе и кофейнями. Народу в них сидит прилично, видимо, потому что обед. Магазинов почти не видно. Зато есть деревья и вполне тенисто. Сели мы пообедать в одном кафе. Но не дождались официанта, и пошли в другое, на соседней улице. Пообедали, почитали интернет через вай-фай, который тут, к счастью, был. Нашли на карте действующий подгорский молл Delta City, попытались запомнить, как туда добраться (посчитали количество перекрестков и поворотов). Забрали машину с парковки и со второго круга нашли-таки молл.

Он обычный, небольшой. Купили шорты и пляжные тапки, воды еще попить. И поехали вперед по трассе на Цетинье. Это удобная дорога: прямо на ней и стоит этот молл, где мы ходили в магазин, она идет в Будву и с нее есть поворот в Риеку Црноевича, куда мы не стали заезжать утром. Но, как выяснилось, эта дорога на ремонте.

Дорога Подгорица - Цетинье

Постояв минут 15 в очереди, мы развернулись и поехали назад, на ту же трассу, которой попали в Подгорицу. Посмотрели на рабочие окраины черногорской столицы.

Подгорица

Назад, к побережью, поток машин двигался достаточно неспешно. По деревне Голубовцы мы ехали медленно и снимали дома, лавки, продающие овощи и фрукты, придорожные магазины:

Голубовцы

Голубовцы

Голубовцы

Снова ехали по озеру:

Скадарское озеро

Потом долго ехали за автобусом, не решаясь его обогнать (то есть я просила не обгонять). Незаметно автобус впереди исчез, дорога стала узкой и полезла вверх. Непонятно как, но мы пропустили поворот в недавно прокопанный туннель и попали на старую объездную горную дорогу. Страаашно (мне). Потихоньку по этой дороге мы выползли на вершину мира, там вполне себе хорошо.

Перевал на дороге в Подгорицу

После перевала также потихоньку стали снижаться и выезжать к морю.

Перевал на дороге в Подгорицу

Тут водителю пришло в голову попугать меня и ехать вниз со скоростью, чуть большей чем 40 км/ч. В итоге я начала пищать, и мы притормозили у церквушки Святой Крест.

Церковь Святой Крест на горном перевале в Подгорицу

Поснимали дорогу и поехали дальше, вниз, к морю, домой.

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Будванская ривьера

В Будву приехали на закате.

Будванская ривьера

Будванская ривьера

Вечером гуляли по набережной Будве. Ужинали в номере отеля тем, что купили в супермаркете.

Протяженность дороги Будва - Подгорица - 71,3 км.

Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/

Нужна информация про:

Пора в путешествие!