На один майский четверг как-то выпало нам одно из наиболее необычных, запоминающихся и приятных туристических впечатлений.
В этот день мы (Яков, Елена и ее мама) на арендованной машине поехали из Будапешта в пещерные купальни Мишкольц Тапольца.
Отправились утром на северо-восток Венгрии – в сторону Украины, откуда мы уже почти неделю назад прибыли на поезде. День был солнечный, 12 мая 2011, автобан М3/Е71 – хороший, такой же, как и в западном направлении, пейзажи – просторные, много сельхозугодий. Доехав до большой развязки на Мишкольц, повернули там налево.
Добравшись с помощью навигатора в Тапольцу (около 180 км от центра Будапешта), некоторое время искали там парковку и пытались сориентироваться, где мы и куда нам дальше.
Остановились где-то на улице Iglói, проехав дальше аллеи, ведущей к купальням. Вышли и осмотрелись. Туда же в скором времени приехал автобус с туристами, причем, кажется, русскими. Но разрешена ли там парковка для индивидуальных посетителей – мы не поняли. Спустились чуть назад по дороге, и наше замешательство заметил мужчина, дежуривший на улице.
Оказалось, что он – то ли владелец частной парковки, то ли ее сотрудник – парковщик. Так или иначе, он указал нам путь в проулок и место, где можно припарковаться. Стоила парковка 1000 форинтов.
Припарковавшись, мы направились туда, где было людно, – на пешеходную аллею Barabits Fülöp sétány, ко входу в термальный комплекс – к кассам и будочке в виде горного шалаша. Там мы получили браслеты на руки, по которым учитывается время пребывания и которыми отпираются переодевальные кабинки, зашли внутрь здания, переоделись и пошли в купальню.
Первое, что видит посетитель, уже переодевшийся и вышедший к воде, – голубой бассейн, а за ним – стена, точнее, настоящая гора: камень, норы, кое-где проложены ходы для воды, и она льется вниз массажными водопадиками:
Норы – те, что большие, внизу, – внутри сообщаются, это такая пещерная река. Дно у нее облагорожено, есть бортики, за которые можно держаться и на которые можно присесть.
Периодически в реке включается течение – и купальщики либо уносятся им, либо ухватившись за борт стойко наслаждаются массажем.
Стены и потолок внутри натурально пещерные:
Куда ходить нельзя – загорожено решеточками, но таких мест мало.
Река идет извиваясь: «затоны», излучины, все по-настоящему:
Периодически есть выходы на «сушу» – можно перейти в бассейн с другой температурой, с гидромассажем:
Качество фотографий скверное, поскольку в бассейны был взят маленький фотоаппарат-мыльница, не подходящий для съемок в темноте и при качке. Это потому что большой, покачественнее, мы побоялись утопить – ущерба было бы больше, да и неповоротливый он, сильно крупный.
Кстати, за фотоаппаратом пришлось ходить Елене отдельно, уже перед самым нашим уходом. Сразу-то мы купаться отправились налегке. Кабинка, где остался фотик, находилась почти на выходе из комплекса – надо было прошлепать через все здание, отпереть сейф с монеткой-залогом, потом вернуться обратно.
А еще до этого Елена и Яков ходили в сауну. Комплекс саун (несколько деревянных кабинок, парильня, холодный бассейн) расположен в том же здании, но за отдельную плату. Из трусов купюры вынимать не надо – все допуслуги записываются на браслет, рассчитываться надо на выходе.
Кроме саун и пещер, в комплексе есть еще довольно большой уличный бассейн, но при нас он не работал – наверное, холодно еще, рано.
Вот холл купален – тут небольшое кафе, а также сейфы, где мы оставили сумки и фотоаппараты. Там же стоит скульптура:
При купальнях разбит парк, вокруг комплекса – лес:
Аллея Barabits Fulop, ведущая от проезжей части к купальням:
Один из отелей в Мишкольц Тапольца находится прямо напротив этой аллеи:
Из Тапольцы мы планировали поехать еще глубже в леса и прочь от цивилизации – к замку Лиллафюред. Планировали – и поехали.
Это сам Мищкольц, не центр, а уже почти окраина, перекресток дороги короля Людовика Великого (Nagy Lajos király útja) и Замковой улицы (Vár):
А это уже дорога сквозь буковый лес, ведущая в местечко Лиллафюред, расположенное в горном массиве Бюкк:
Лиллафюред – это железнодорожная станция, несколько строений, вытянувшихся вдоль автодороги, а также замок на берегу озера, превращенный в четырехзвездочный отель Palota (palace, «дворец»).
Мы приехали к станции и оставили машину на большой парковке у сувенирных лавочек и кафе. Вот сама станция:
Поезд, узкоколейка, есть туннели:
Лесная железная дорога работает как развлечение для туристов, поезд ходит регулярно.
Там же скульптура ласки (или горностая):
А еще есть небольшая горная речка Синва в каменном русле, она громко журчит.
Чуть ниже, за небольшой поляной, – и сам замок-отель, являющийся главной здешней достопримечательностью:
Замок нестарый, построен в начале ХХ века, хоть и стилизован под барокко и неоренессанс. Мы обошли его кругом:
Можно даже забронировать номер в этом отеле:
С одной стороны от замка, через дорогу, расположено озеро Хамори:
Там есть и рыбак на берегу – с двумя удочками сразу, и лодочная станция с припаркованными катамаранами. На них, кстати, расположились трое загорающих – хотя еще 12 мая и мы в лесу почти что горном, но погода уже вполне летняя.
С другой стороны замка – зеленые тенистые террасы, в туристических буклетах их даже называют «висячими садами»:
Памятник венгерскому поэту Йожефу Аттиле. Информации на русском языке о нем в интернете крайне мало. Гугловский перевод с венгерского наталкивает на мысль о том, что поэт воспел здешние места и к его столетию, отмечавшемуся в 2005 году, была установлена эта статуя.
Там же, в садах, горный ручей, журчащий возле железнодорожной платформы, образует небольшой водопадик:
По этим висячим садам мы бродили с час – там красиво, тенисто, старо и романтично. Через автомобильную дорогу, по которой мы приехали, можно перейти в другую часть парка, к озеру. Дорога, как видно, проложена прямо сквозь гору:
По ту ее сторону тоже каменный парапет, прогулочные дорожки:
Однако углубляться в эти леса мы не стали, поскольку время уже послеобеденное, а у нас еще не вся культурная программа пройдена. Ведь мы еще хотели осмотреть Мишкольц, заехать там на почту и попытаться заплатить штраф за неправильную парковку в Сентэндре, еще посетить Эгер и только после этого вернуться в Будапешт.
Сделав круг по прилегающему кварталу, решили так: остановились где попало, и Яков с Лениной мамой остались в автомобиле, чтобы отъехать в случае появления инспектора. Крепость их уже не особенно интересовала – день и так получался весьма насыщенный.
А вот Лена пошла пешком по соседней улице – к руинам.
Это они – крепость Диошдьёр:
Бюст перед ней изображает венгерского короля Лайоша (Людовика) I Великого, при нем был построен этот замок, который потом разорили османы и добили императорские войска, боровшиеся с антигабсбургским восстанием.
Это пешеходная аллея, ведущая к крепости (снято уже на обратном пути, руины остались позади):
На той же улице, она называется Замковая – Vár:
Авто с мамой и Яковом ждет Елену на поперечной улице Белы Бартока (венгерский композитор):
Вдоль этой улицы протекает речка Синва, а за ее каменным руслом прямо-таки идиллическая картина: дом, сад, Трабант:
По Мишкольцу мы катались отнюдь не прямыми дорогами, а возможно даже кругами. Искали почту, кроме того, часть улиц оказалась на ремонте.
Дом по улице Святого Стефана (Szent István):
Перекресток улиц Malomszög и Tizeshonvéd:
Перекресток улиц Kazinczy Ferenc и Horváth Lajos:
В Мишкольце тоже есть свои красные телефонные будки:
Тут же как раз и нашлось большое почтовое отделение. А те пункты, на которые указывал навигатор до этого, или оказывались всего лишь почтовыми ящиками, или не существовали вовсе.
Рядом с почтой, к счастью, была и легальная парковка. Вот она – почта в Мишкольце, на площади Героев (Hosok tere):
Внутри оказалось много народу. Мы постояли чуть-чуть, нашли ручку, чтобы можно было заполнить штрафную квитанцию, которую засунули нам под дворник в Сентэндре.
И вдруг поняли, что все это – поиски почты, блуждание по улицам Мишкольца, сворачивание культурной программы ради того, чтобы успеть в отделение до 6 часов, – все это напрасно, потому что мы ни слова не понимаем в квитанции. Даже не знаем, где там нужно написать имя водителя, где его адрес, а где, например, поставить дату и подпись. Ни одно венгерское слово не продублировано на английском языке!
А стоять очередь, чтобы расспросить сотрудницу почты, совсем не хочется, да и не факт, что выйдет договориться. Так и ушли мы ни с чем.
Зато на площади Героев мы полюбовались красивой барочной миноритской церковью Успения:
С другой стороны площади еще одна платная парковка, а за ней – синагога.
Рядом с католическим храмом – здание школы, гимназия имени Фёльдеша Ференца, педагога, философа и поэта (Földes Ferenc Gimnázium):
Меж тем, собрав совет нашей туристической группы, мы решили вот что: в Эгер не едем. Лучше постараемся до 8 часов успеть сдать автомобиль обратно в rent-a-car.
Вообще-то, он у нас оплачен до завтра. Но завтра – последний полный день в Будапеште, и скорее всего, мы посвятим его купальням Сечени и никуда за город не поедем. Соответственно, лучше бы сдать автомобиль и получить назад 45 евро за неиспользованные сутки. Приняли такое решение единогласно, едем назад в столицу.
Мишкольц, улица Королевский проспект (Király út), перекресток с проездом Hadirokkantak:
Мишкольц, улица Zsolcai kapu:
А это уже за городом – магистраль М3 в медье Хевеш, в окрестностях города Карачонд, перед автозаправкой OMV:
Венгерская автомагистраль М3 в медье Хевеш, после развязки на Дьёндьёш:
Заправка Lukoil на трассе M3, в районе города Гёдёллё:
Приближаемся к Будапешту – вот М3 уже в районе города Фот, медье Пешт:
Электронное табло напоминает, что обочина – только для чрезвычайных ситуаций, не надо по ней ездить. Может показывать и другую информацию – сколько минут до того или иного съезда, есть ли где авария впереди и т.п. Дорожный указатель за электроным табло сообщает, что в центр Будапешта – прямо, а на Эстергом, Вац, Хонт и Дунакеси – направо через 1000 метров.
Дома на бульваре Венгрии, представляющем собой часть будапештской кольцевой, в районе железнодорожной станции Будапешт-Zugló:
Дом на перекрестке Венгерского бульвара и Кипрской улицы (Ciprus utca / Hungária körút)
Через Дунай перезжаем по мосту Ракоци (Rákóczi), который в русскоязычной Википедии назван мостом Ладьманьоши, хотя он носил это имя только до 2011 года:
Название Ладьманьоши было дано мосту в честь одного из городских районов, а затем его переназвали в честь трансильванского дворянского рода Ракоци.
Тут бы нам надо было ехать прямо – контора по прокату автомобилей находится на улице Bogdánfy, на которую можно попасть прямо с моста. Но кажется, что-то пошло не так, и мы оказались на набережной Буды:
Впереди – будапештские мосты: мост Свободы и мост Эржебет.
Нижняя Будайская набережная, вид на левый берег Дуная, Национальный театр и Дворец искусств:
Культурно-развлекательный центр «Кит» (Bálna Budapest), который, как выяснилось, таки достроился и открылся 8 ноября 2013 года:
Развернуться на Будайской набережной не так-то просто! Мы доехали до самого Цепного моста Сечени:
И даже до здания парламента:
Развернувшись наконец где-то в районе набережной Angelo Rotta, мы поехали назад и около восьми оказались в rent-a-car офисе. Там нам пришлось доплатить 2000 форинтов за использованный бензин (привезли меньше, чем брали), но зато нам отдали залог в 300 евро, который мы оставляли за авто. Также мы рассчитались за штраф (4500 форинтов) и отдали незаполненную квитанцию – пусть сами запишут туда, что хотят.
Больше всех расстроился Яков. Во-первых, он тот еще скупердяй. А во-вторых, к тому же, из-за лишних катаний по набережной мы пропустили трансляцию очередного матча российской сборной на чемпионате мира по хоккею, который проходил в те дни в Братиславе.
Но делать нечего, пошли мы пешком на метро. Вечереет, под мостом собирается молодежь – похоже, намечается какой-то ивент.
Идем по мосту Петёфи (Petofi híd) к станции метро Corvin-negyed, которая тогда называлась еще Ferenc körút. С этого моста виден более южный Ракоци, по которому мы ехали, а также Дворец искусств и Национальный театр:
Ужинали в тот день мы, скорее всего, в номере – продуктами из супермаркета. А обедали кстати, судя по книге расходов, где в районе Мишкольца, на заправке. Чем и где именно – уже забыто.
За день проехали: около 199 км в одну сторону (примерный маршрут). В обратную – 212 км (машрут).
Пешком прошли не очень много – от парковки до купален и назад, от парковки до замка Палота и назад, от проката авто до метро и от станции метро до отеля. Копеечные расстояния.
Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/