Утром 9 мая 2011, в День 3 в Венгрии, едва проснувшись и не успев почистить зубы, Елена стала обзванивать rent-a-car офисы, чьи телефоны и адреса были найдены вчера вечером.
Примерно в третьей-четвертой конторе нашлось нужное - авто с автоматом стоимостью до 50 евро в день.
То был Chevrolet Aveo седан. Предложившая его прокатная компания находилась на противоположной стороне Дуная, в относительно далеком, то ли спальном, то ли офисном районе.
Как обычно, на самом интересном месте переговоров - сколько стоит прокат, каков залог и т.п. - на местной водафоновской, купленной вчера сим-карте кончились деньги и связь прервалась.
Пришлось перезванивать с телефона Лениной мамы, тем самым загнав его в минус на несколько сотен рублей. Международный роуминг - это зло!!!
Позавтракав в отеле, мы решили сперва проверить агентство, которое располагалось неподалеку от гостиницы, но в выходные было закрыто.
Мало ли, вдруг наша машина ждет нас прямо рядом с домом!
Но в 10 утра в понедельник двери офиса так и не распахнулись. Увы.
Мы отправились к метро, чтобы ехать за Авео.
Станция, которая нам была нужна, называлась Ferenc korut, и ехать до нее было - 3 остановки до пересадки и столько же - после. Потом предстояло идти пешком. Кстати, через месяц после нашей поездки, в июне 2011 года, станцию Ferenc korut переименовали в Corvin-negyed. Вот такая у венгров непреодолимая страсть к переименованиям.
Мы приехали, вышли из метро и удивились зданию Музея прикладного искусства, которое расположено неподалеку от станции, за улицей.
Яркий пример венгерского национального стиля в архитектуре. Сецессион, ар-нуво и югендштиль в одном флаконе:
По бульвару Ferenc мы зашагали в сторону Дуная. По дороге смотрели нетуристическую, но такую же старую, как и центральная, часть Будапешта.
Дома обшарпанные, с лепниной. Кое-где новострой, наверное, там, где бомбили. Смешные магазинчики с еще более смешными надписями на витринах. Стиральный порошок и Фейри за стеклом.
Перешли через бульвар по подземному переходу, ведущему на трамвайную остановку. На ней много людей - видимо, на работу едут. Хотя уже поздновато, одиннадцатый час.
Поднялись на северную сторону моста Petofi.
Солнце припекает крепко, не то что вчера.
Оглянулись - а позади нас осталась площадь Boraros. Вот угловой дом на ней, влево уходит улица Kozraktar (вероятно, переводится как "Складская"):
Идем через мост Petofi.
На той стороне Дуная - набережная Muegyetem, что, не менее вероятно, переводится как "Университетская". (Кто бы еще знал, как это читается!)
Корпуса с колоннами в центре и с ярко-красной крышей - Будапештский технологический-экономический университет (Budapest University of Technology and Economics); правее и дальше, с зелеными куполами, - отель Геллерт:
Зря по этому мосту не ходят туристы. Тут отличный вид на центр Будапешта.
Вот Дунай. Зеленый мост - мост Свободы (Szabadsag), белый - Елизаветы (Erzsebet). За ними Будайский холм с Королевским дворцом и Рыбацким бастионом:
Зеленый массив - гора Геллерта со статуей Свободы, куда мы вчера не пошли из-за дождя и мороза:
Она же ближе. Под горой Геллерта - отель "Геллерт" со знаменитыми купальнями. Крест установлен над входом в пещерную церковь.
Левый берег Дуная, откуда мы идем. Строящийся торговый центр на "Складской"-Kozraktar улице. По-моему, похож на слизняка. В детстве Елена ловила таких на даче, в клубнике или малине, и бросала на печку-буржуйку, установленную во дворе, чтоб не вредили культурам:
Рыбацкий бастион (вид с моста Petofi):
Набережная Muegyetem:
Потом мы шли около полукилометра по улице совершенно обычной, с советскими панельными домами. Называлась она Irinyi Jozsef.
Пройдя мимо нескольких офисных центров, повернули на улицу Bogdanfy. На ней и должен располагаться rent-a-car.
Нашли мы его довольно быстро - конторка в одноэтажном неказистом здании на территории автостоянки. Далеко не так презентабельно, как Европкар в самом центральном центре Будапешта, конечно. Но нам скромное местное агентство и требовалось.
Шевроле Авео, о котором Елена договаривалась утром с менеджером, уже стоял у входа, ждал.
Оформили довольно быстро. 45 евро в день, 700 евро залог - 300 оставили наличностью, 400 - заблокировали с Лениной банковской карты. Все успешно.
Менеджер показал автомобиль, уточнил, где какие у него коцки (на одном из боков краска была чуть подпорчена - улицы очень уж узкие в старом городе, предыдущий пользователь потер крыло).
Подписали договор аренды на 5 дней и поехали.
Вот только куда ехать - плана никакого нет.
Елена план не подготовила заранее, так как в Москве этим заниматься было некогда и лень, а в Будапеште - тем более некогда и лень, и так спать ложилась позже всех, подводя итоги дня и рыская по интернету в поисках прокатной конторы.
Пришлось ориентироваться на месте. Вбили в навигатор ближайший город - Сентендре. Ехать до него не так далеко, как до других достопримечательных, должны успеть к вечеру вернуться. (На вечер у нас уже запланировано мероприятие)
Поехали по мосту Petofi, потом - по будапештской "малой кольцевой" - бульвару Ferenc korut. Как дальше - я теперь даже не помню, накрутили каких-то круголей и оказались на мосту Megyeri (Megyeri hid, тоже через Дунай). Выглядит он вполне себе неплохо:
"DUNA" - это Дунай, а "PEST MEGYE" означает, что мы въезжаем в округ Пешт.
Ехать на новой машине по незнакомой местности, конечно, очень интересно первый раз. Не только водителю, но и переднему пассажиру, выполняющему роль штурмана. Куда повернуть? Какая это улица?! Куда мы вообще едем?!!
Кое-как добрались-таки до Сентендре. Проехали промышленную зону, миновали центр ювелирных изделий Caprice (Ленина мама очень хотела его посетить, решили заехать на обратном пути).
Навигатор привел нас на набережную Дуная и сказал, что тут и есть исторический центр города.
Какие в Венгрии правила парковки - мы пока представляли себе плохо.
Оставили машину на обочине, около которой не было парковочных автоматов ("типа тут бесплатно").
Вышли на берег Дуная. Тут школьников вывели на урок рисования на пленэр:
Шли мимо улиц, тянущихся от набережной наверх, в жилой массив.
Думали, которая из них ведет в центр.
Выбрали вот эту - улицу Gorog (Греческую)
Улочка привела нас на площадь с церковью и сувенирными лавочками.
Вот одна - "Грустная земля фольклора"
Повернув от площади направо, мы пришли к большой церкви, спрятанной за деревьями:
Оказалось, что эта церковь - православная. В Сентендре довольно большая сербская община, и это их храм.
Рядом Сербский культурный центр, музей, сувениры.
Обошли мы этот центр, пошли от него дальше - направо. Но исторические здания стали редеть, и мы поняли: не туда.
Повернули назад и по дороге заглянули в магазинчик, расположенный прямо напротив сербского собора.
Внутри приветливый пожилой мужчина продавал венгерские спесьялите. Ленина мама купила себе паприку в мешочке и токай в оригинальной бутылке со впаянной внутрь еще одной микро-емкостью, выполненной в виде виноградной лозы и наполненной вином "Бычья кровь". Именно так: бутылка-лоза в обычной бутылке, бычья кровь в токае.
Вернулись на площадь с сувенирными лавочками. Она, кстати, называется Fo (Фё - Главная, Центральная).
Часть площади - на ремонте: огорожена, тракторы маленькие ездят, брусчатку меняют:
Пошли, куда глаза глядят. Мимо таких вот проулков:
По улице Dumtsa Jeno:
И тут увидели то, что искали! Музей марципана:
Купили билеты, отправились смотреть экспозицию.
В день, когда не привозят туристических групп, посетителей в музее немного, и это прекрасно!
Видели, как женщина-кондитер лепит марципанового ковбоя:
Видели марципановых матрешек:
Марципанового Микки Мауса:
Марципановую карету:
Марципановый торт:
Марципановую мебель:
Марципановый парламент:
Марципановые сокровища Венгерского королевства:
Видели марципановых щенят:
Марципановую зиму:
Марципановых дам:
Марципановые кактусы:
Марципановые иллюстрации к сказкам:
Марципанового конькобежца:
Марципанового Мухтара:
Марципановый баян аккордеон ("тангогармоника" - написано по-венгерски):
И даже марципанового Майкла Джексона:
Но больше всего нам понравился конфетный магазин при Музее. Купили себе в нем разных вкусных марципаново-шоколадных штучек или еще бутылку шоколадного ликера:
Потом мы покушали в кафе на главной площади (к счастью, у трактористов тоже был обед и они не шумели).
И пошли дальше гулять по деревеньке Сентендре.
Вот эта круглая сумочка Лениной маме понравилась. Покупать не стали, но сфотографировали:
Улица Dumtsa Jeno, дома напротив марципанового музея:
Сербская "посластичарница" в соседнем доме:
Соседняя улица Kucsera Ferenc:
Улица Bajcsy-Zsilinszky:
Улица Rakoczi Ferenc:
Она же в своем начале, у Главной площади (Fo ter):
Когда мы гуляли по этой улице Rakoczi Ferenc, проходили мимо здания младшей школы. Окна ее были открыты, и можно было видеть учащихся венгерских детишек. Очень милые.
А это мы уже идем назад к автомобилю. Мимо такого фонтанчика в чьем-то каменном заборе:
А вот и наше авто:
Ждет нас, а под дворником - сюрприз! Квитанция на штраф за неправильную парковку.
Мы, конечно, очень "обрадовались". И ничего не поняли в этой квитанции - сколько платить, кому и как. По-английски в ней ни слова.
Далее у нас был пункт назначения - ювелирный центр Caprice.
Естественно, мы пропустили поворот на него (центр находится на трассе Сентендре - Будапешт) и ехали несколько лишних километров, чтобы развернуться.
На фабрике "Каприз" мы припарковались на пустой парковке, зашли в холл и обратились к ресепшенистке, что хотим на экскурсию.
Она сказала: ждите.
И через 2-3 минуты к нам подошла миловидная женщина, повела нас на экскурсию, рассказывала обо всем на чистом, правильном русском языке. К сожалению, я не помню ее имени.
Мы посмотрели старинные венгерские украшения, потом фильм про то, как появляются алмазы и обрабатываются бриллианты.
А потом - самое интересное! Торговые залы ювелирной фабрики Caprice!
Сапоги, шубы... Золото, брильянты, золото, брильянты!
Разного размера и цвета, в кольцах, серьгах и подвесках!!!
Ленина мама и Лена ходили от витрины к витрине вместе с гидом.
Яков присел на скамеечке, ждал.
После зала золота с брильянтами мы перешли в зал серебра и бижу.
Тут Ленина мама решилась на покупку двух колец из лихо закрученной в форме розы ювелирной проволоки. Себе и дочке. Проволока покрыта золотым слоем в сколько-то микрон (или долей микрон?). 50 евро за штуку (почему-то прямо в евро и цена и была указана, не в форинтах. В евро и платили).
На этом экскурсия завершилась. Для нас троих ее провели бесплатно. Но зато мы потратили 100 евро в бутике.
Едем в Будапешт! Еще достаточно времени до вечера.
А на вечер у нас запланирована прогулка по Дунаю на кораблике. Она тоже включена в стоимость тура, потому пропускать ее - не дело.
По дороге заправили бензина на 13500 форинтов. Бензин тут стоит около 60 рублей за литр в пересчете на русские деньги.
Въезжали в город через спальные районы:
Когда ехали по проспекту Vaci, в телефоне (с навигатором) села батарея, как дальше ехать - непонятно.
Штурман Елена достала бумажную карту, и стали руководствоваться ей.
Главный минус бумажного носителя - не указано направление движения на односторонних улицах.
До района, где находился наш отель, по большим улицам мы добрались без проблем.
Но зато прежде, чем подъехать к нему, накрутили несколько лишних кругов по маленьким переулкам нашего квартала. То тут поворот был запрещен, то там проезд.
Вернулись в отель около 5 вечера.
В шесть Лена и Яков спустились вниз на встречу с будапештской подругой Лениной научной руководительницы. Для нее, подруги, у нас была посылка - сердечный привет из Москвы. Елена созвонилась с ней накануне и договорилась о встрече.
Передали доброй женщине пакет с гостинцами, она вручила нам ответный привет-пакет, а еще перевела для нас штрафную квитанцию и инструкцию по использованию парковочного автомата.
Так мы узнали, что парковка бесплатна с 8 вечера до 8 утра, а на дневное время надо покупать талоны. Час стоит где-то около 400 форинтов. Схема такая: припарковался - пошел к автомату, купил время - вернулся к машине, положил чек на панель под стекло. Специальная служба ходит и смотрит квиточки - на них специально огромными цифрами написано время, до которого оплачена стоянка. Если квитка нет или указанное на нем время давно вышло - выписывают штраф.
По квитанции из Сентендре нам надо было заплатить 4500 форинтов за стоянку без чека. Если не заплатим в течение двух недель, то штраф возрастет до 15000 форинтов.
100 венгерских форинтов в мае 2011 были эквивалентны 14-15 русским рублям.
Такие дела.
Около 8 вечера мы вышли, чтобы идти к пристани. Кораблик отчаливает в 10 вечера, но добираться до него довольно далеко.
Пристань находится в другом районе, за мостом Маргит.
Пошли мы по уже хоженным (частично) улицам и переулкам: по Nagymezo, где мы ужинали как-то в пиццерии, по Kalman Imre, по улице Szemere и улицам с прочими необычными названиями.
Вот перекресток Kalman Imre и Vadasz:
Перекресток улиц Kalman Imre и Hold:
Перекресток улиц Szemere и Kalman Imre:
Улица Alkotmany:
Постепенно старые дома почти закончились, стало много советских панелей и кирпичных домов. Большинство - серо-коричневого цвета.
Перед набережной мы прошли еще через сквер с гуляющими детишками (Szent Istvan park - парк Св. Иштвана), а потом - через вот такой типично советский двор на набережной Ujpesti ("Новопештская"):
Вот и сама набережная Ujpesti (нижняя ее часть, снятая в сторону окраин Будапешта):
Набережная в сторону центра. Мост Маргит и Рыбацкий бастион за Дунаем:
Мы пришли к месту сбора на час раньше, но туристов тут было уже порядком.
Оказалось, что в 21:00 отплывает еще одна группа от того же турагентства. Мы попросились к ним на борт - не ждать же целый час!
Нас взяли безо всяких разговоров.
Вот пристань и ожидающие туристы, а на Рыбацком бастионе включили подсветку:
На борту всем дали по бокалу шампанского. Большинство пассажиров пошли на верхнюю открытую палубу.
Мы остались на нижней, за стеклом - достаточно намерзлись вчера.
Пока женщина-экскурсовод в микрофон рассказывала, мимо чего мы проходили на кораблике, Елена фотографировала все подряд - на ходу, на мыльницу, в качку, через бликующее стекло. Вот лучшие из этих прекрасных картинок.
Бернская набережная Буды, слева - церковь Святого Матиуша в Рыбацком бастионе, ближе к центру - церковь Святой Анны, в центре - площадь Batthyany, справа - церковь Святого Франциска (Szent Ferenc Sebei templom):
Бернская набережная, реформатская церковь. На холме - церковь Святого Матиуша:
Бернская набережная, реформатская церковь:
Королевский дворец в Буде:
Отель и купальни "Геллерт":
Университет технологий и экономики (Budapest University of Technology and Economics), виденный нами утром:
По дороге экскурсовод много рассказывала нам об университетах Будапешта и том, как Джордж Сорос помогал им, строил кампуса. Подробности о том, какому именно учебному звыедению помогал меценат, запомнились неважно, но вот Википедия пишет, что Сорос и его Фонд принимали активное участие в организации и развитии Центрально-Европейского университета. Кроме ЦЕУ и этого вот Технологического, в Будапеште есть еще престижный старый университет Corvinus, и его корпуса тоже прямо на берегу Дуная.
Тем временем мы развернулись в районе моста Petofi и пошли назад. Будапештские мосты: мост Свободы (Szabadsag):
Мост Елизаветы (Erzsebet):
Цепной мост Сечени (Szechenyi Lanchid):
Подходим к зданию Парламента:
Голубое пятно слева - блик на стекле, а не НЛО:
Около часа длилась наша прогулка по Дунаю.
Когда кораблик припарковался в том же месте, откуда отчалил, мы решили еще немного пройтись по берегу.
Гуляя (лавируя между ремонтом дороги под мостом Магрит и проезжей частью) смотрели на противоположную сторону реки:
Идти по берегу нам пришлось довольно долго, потому что венгры как-то не заморачиваются организацией пешеходных переходов через проезжую набережную. А поскольку она является довольно оживленной транспортной артерией Будапешта, в любом месте ее за просто так не перебежишь даже в 10 часов вечера.
Нам удалось это сделать только у самого Парламента. В неположенном месте, конечно же, ибо положенного не найти нигде! (Услышьте, венгры, нарисуйте зебры, поставьте светофоры! А то туристам неудобно)
Тыльная сторона Парламента:
Этнографический музей:
Вот так выглядит венгерская столица в поздний майский вечер. Очень пустынно, но вполне себе безопасно. Где-то в районе улицы Bathory:
Всего за день 9 мая пешком протопано около девяти с половиной километров, на машине проезжено около 60, на кораблике по речке пройдено еще примерно 10 км.
Завтра едем в Вену!
Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/