Так вот. Мы ехали от Плужине (от озера) в Жабляк (в горы Дурмитор). По какой дороге ехать - понятия не имели и потому следовали дорожным указателям.
Очередная стрелка, сразу за мостом через Пивское озеро, увела нас в тоннель. Тоннель оказался короткий. Но он оказался не один. Вот еще пара:
Я потом прочитала в туристическом буклете, что тоннелей этих 11 штук, они пробиты в горе вручную, а сама дорога называется - Орлиная дорога. Она уходит вверх и вверх.
Тоннели изнутри ничем не отделаны, никак не укреплены. Некоторые завинчиваются внутри, и на въезде даже света в конце не видно. Страшно! В каждой норе я боялась обвала. Изнутри норы (те, которые прямые, а не крючком) выглядят так:
С серпантина видно озеро и мост, по которому мы ехали:
Наконец, страшный подъем закончился. Дорога стала безопасная, но узкая и деревенская. Указателей нет. Нам нужно в Жабляк и Трсу. Туда ли мы едем - уже не знаем. Но других вариантов все равно нет.
Сначала ехали по дороге в лесу - слева склон холма, скалы высотой в метра полтора, а справа - кусты. Потом ехали по безлесой дороге. Справа все еще скалы небольшие и холм. А слева - пусто, голо, склон холма пологий, кочки, нагромождения камней. А впереди - деревня Трса:
В Трсе встретил нас дорожный указатель. Он говорил: налево - Црквичко поле, направо - ура! - Жабляк и Дурмитор, национальный парк. Поехали направо - понятное дело.
После Трсы проехали мы через лесок небольшой. И вывернули на поля и степи. Волнистые, почти без лесов и кустов. Альпийские луга прямо какие-то. Овечки пасутся, цветочки желтые растут. Дорога узкая и виляет. Хорошо, хоть обрыва нет ни справа, ни слева. На одном из поворотов встретился нам старый Фольксваген Гольф. На нем ехала русская семья и по-русски спросила нас, как проехать в Плужине. Ну, мы по-русски объяснили им как, ведь сами оттуда едем.
Но с альпийских лугов дорога идет все выше. Скал и камней становится все больше, волны в ландшафте - все глубже, и скоро часть местности вообще уходит вниз, в долину. А дорога остается наверху:
При этом облака все время над нами. И чем мы выше - тем они ниже.
Следы обитания людей, домики, целые поселения из 8-10 домиков все время встречаются. Вот прямо на дороге баскетбольное кольцо даже стоит:
И вот мы уже не под облаками, а прямо в них. Туман, сырость, ничего не видно. В этот вот момент мы проезжаем мимо горного озера, а точнее - горной лужи.
Скоро облако, в котором мы едем, стало такое плотное, что мы уже не видим, куда едем! Ползем на скорости 15-20 км/ч. Это хорошо, что дорога ровная и асфальтированная. Читали в интернете, что асфальт тут положили пару лет назад, а до этого - гравийка была:
На одной из дорожных извилин, где был карман, мы припарковались и решили выйти. Осмотреться и сфотографироваться. Но снаружи оказалось +8 градусов всего, мороз! И нас водой всех охлестало. Даже объектив фотоаппарата в воде:
Мы моментально залезли назад, в машину. Вот он - горный массив Дурмитор! Скал и камней еще не видно, но снег уже лежит:
Кое-где снег лежит прямо у обочины дороги. Когда проезжали - было видно, что снег старый, с желтыми и серыми полосами. С обледенелой коркой, а под ним - вода:
Наконец, мы проехали сквозь облако, или, может, его сдуло. Так или иначе, главное - стало видно, где и куда мы едем. Стало видно горы! Вот:
Человечьи домики по-прежнему встречаются и слева, и справа. И человечьи горные овцы тоже:
Вот тут видно домики. Может быть, они жилые постоянно, а может быть - охотничьи, и ими пользуются только изредка:
Вот это впереди - гора Седло. И правда, похожа на седло:
Мы к ней подъезжали и увидели, что вдоль дороги идет человек в куртке и с большим зонтом. Когда мы с ним поравнялись - он помахал нам рукой. Попросил остановиться.
Путником оказался старый черногорский дед. Когда я опустила стекло - он страшным голосом прохрипел: "До Жабляка". То есть попросил подвезти. Вероятность такую, что попросит подбросить, мы обсудили, еще когда увидели его силуэт на дороге издали. Я всяких таких субъектов, голосующих на обочине, боюсь. Да еще в чужой стране. Да еще в пустынной холодной горной местности. (за всю дорогу через горы мы ни одной машины не встретили)
Но раз уж дед такой старый, раз уж рукой машет, раз уж с бородой - конечно, мы его пустили и повезли. Мимо гор и горных озер:
По дороге я с дедом пыталась поговорить. Сказала, что мы туристы из России. Спросила, тут ли он живет. Он закивал головой и сказал - "Да!". И на этом беседа исчерпалась. Яша считает, что дед был болен ангиной и ему тяжело было говорить. Дед в самом деле сильно хрипел. Но мне кажется, что дед хрипел от старости, а не разговаривал потому, что не понимал, что я говорю. А еще по дороге он угостил нас мятной жвачкой в подушечках. Пока выдавливал подушечки нам на ладони, я посмотрела - руки у него деревенские, с темной кожей, с черными морщинами, трудящиеся руки.
Ну ладно, решили мы, раз с нами есть местный дед, которому надо в Жабляк, - он наверняка знает, где находится Жабляк и мы не заблудимся. И даже обрадовались.
Скоро горы кончились. Начался лесок, обжитые домики и петляния дороги по холмам. А потом мы и вовсе выехали на трассу.
И вот около одного из своротов с трассы дед говорит: "Жабляк сюда, сюда" - и налево показывает. А я вижу по карте, что Жабляк-то прямо. А налево - деревня Вирак. Ну, мы поняли, что деду надо в Вирак, а в Жабляк через эту деревню тоже можно проехать. Повернули в Вирак.
У одного из домов дед вышел. Поблагодарил нас, Якова особенно, похлопал по плечу, благословил еще, кажется. Одет он был, кстати, очень тепло. В теплой куртке походной, в шапке шерстяной, в резиновых сапогах. Не то что мы, туристы из России, в легких майках и рубашках.
А вот и деревня Вирак:
Кажется, эта деревня состоит из одной улицы. Асфальт на ней лежит не везде. Бетонное покрытие какое-то напрочь разбитое. Проехали мы деревню насквозь и снова оказались на трассе в Жабляк. Жабляк - это горнолыжный курорт Черногории. Он небольшой и весь состоит из маленьких домиков-шале. У этих домов большие крыши: базовая часть дома - один-два этажа и еще этаж-два - под крышей. Высокой, остроугольной.
Вот Жабляк, который видели мы:
За городом - большая туча. А вот я нашла на Яндекс-фотках, как выглядит эта же улица без туч:
Нам не особенно повезло с погодой.
Выезд из Жабляка в нужную нам сторону мы нашли как-то удивительно быстро. Искали дорогу на Тару и Подгорицу. Тара - это река, а Подгорица - это столица Черногории.
Ехали к Таре где-то полчаса. Проехали поворот в Дурмитор. Посмеялись, что в "Мордор нам больше не надо". И правда, дурмиторские горы очень мрачными и таинственными нам показались. Пустые, угрюмые, мокрые и холодные.
Серпантинами спускались с горы. И вот, на полдороге спуска, - выехали к мосту! Это мост Джурджевича Тара:
Мост этот - самый высокий автомобильный в Европе, высота его - 150 метров. Мы припарковались около въезда. Яша смотреть мост вблизи не пошел, а я пошла.
У входа на мост стоит лавочка с сувенирами, ресторан-кафе, памятник архитектору моста и группа туристов. Несколько машин припарковано. "Во время Великой Отечественной войны партизаны привлекли автора для подрыва его моста. Тот так взорвал свой мост, что не повредил опоры, и это позволило после победы быстро его восстановить. Фашисты расстреляли инженера за подрыв моста. Памятник ему стоит у въезда на мост. Мост выполнен из монолитного бетона, на котором кое-где видны следы от пуль", - пишут на туристическом сайте. Конечно, имеется в виду Вторая Мировая война.
По мосту я дошла примерно до середины. Нам переезжать его не надо было, и потому я шла пешком. До воды, которая оказалась бы снизу, - так и не дошла. Вода - под крайним пролетом. А я только 2 или 3 прошла из пяти. Посмотрела на речку чуть сбоку. Такая вот фотография есть у всех, кто бывал на этом мосту:
Только у меня облака ходят. Погода вообще дождливая. Фото и виды подпорчены от этого. А вот чудеса супер-зума:
Вернулась я к Яше в машину. Так как обед в Никшиче был уже давно, мы проголодались. Сели вдвоем на заднее сидение и открыли пиццу, которая с нами ездит. Ту, которую мы по ошибке вторую заказали. Съели по кусочку и поехали дальше. Вдоль каньона реки Тара, вниз с горы, к реке.
Спустившись, увидели карман, где можно припарковаться. А напротив кармана - некие строения на берегу реки, похоже - рафтинговая станция. Причал или отправная точка. Крыша, столы, скамейки. Прямо у самой воды:
Посмотрели на голубую чистую воду, помокли под дождем, который тут прилично сыплет, и поехали дальше:
Я решила поснимать дорогу на видео. Очень уж живописная дорога в каньоне Тары. Скалы-скалы, горы-горы кругом. И от активного процесса съемок удивительно интересной ленты "Мы едем-едем-едем" - в фотоаппарате села батарейка. Потому дальше следуют прекрасные картинки с телефона.
Вот на одном из поворотов мы увидели смотровую площадку. Тут тоже памятник - в память об альпинисте разбившемся. И видно долину Тары:
Здесь она уже не очень скалистая, долина-то. Вот наш Ярис нас ждет:
На какое-то время скалы вдоль дороги отступают. Горы высокие, но лесистые. Много тоннелей. Много машин на дороге откуда-то появилось. Грузовики-грузовики-легковушки. Мы их обгоняем периодически, хоть я и страшно боюсь.
Склоны гор, в которых прокопана дорога, укреплены бетонными клеточками:
Я так подозреваю, что мы в этом бесскальном участке переезжали от каньона Тары к каньону другой горной реки - Морачи. Географически этот переезд от Тары к Мораче происходит после города Колашин. Но я не запомнила, когда именно мы миновали поворот на него.
И вот холмами-горами-лесами - мы уже едем вдоль каньона Морачи. Это еще более живописно, чем на Таре! Можно догадаться даже по фотографиям с телефона:
С другой стороны каньона идет железная дорога, и это вообще невероятно! На картинках реки не видно, она еще ниже, чем прокопана автотрасса. И берега там, внизу, у нее вертикально отвесные. Как в настоящем каньоне!
Проезжали мы мимо придорожных ресторанов с припаркованными возле них туристическими автобусами - группы ужинают. Проезжали мимо разрушенных каменных мостов, удивительно красивых. Проезжали мимо деревень пары-тройки. Начало уже темнеть, и это нас несколько беспокоило. Дороги-то опасные и неизвестные! Вдоль русла Морачи в сумерках въехали в Подгорицу.
Поток машин тут плотный. Даже постояли в пробке на въезде в город. К счастью, быстро разобрались, как нам ехать дальше, к морю, не петляя по центру города. Вот картинка уже почти на выходе из Подгорицы:
Домой, в Будву, мы ехали не мимо Скадарского озера, как в первый раз, а дорогой на Цетинье. Это мимо торгового центра Дельта-сити и по той трассе, на которую мы в первый раз, 24 июня, не попали из-за ремонта. Сейчас она, к счастью, открыта и очень хорошо движется. Интенсивно.
Меж тем совсем стемнело. Хорошо, что поток машин плотный и мы просто едем в нем вместе со всеми. А то фонарей нет, указателей мало - поди, разберись, куда ехать.
Машины периодически друг друга обгоняют. Даже мы кого-то иногда обгоняем. Я, конечно, трушу, но это ерунда.
Проехали прибрежный перевал и стали спускаться к морю в районе Бечичи. Той же, думаю, дорогой, которой ехали утром. Как давно, кажется, было это утро! И ночью отсюда вид на Будву не менее впечатляющий, чем при свете дня. Фотографий этого вида нет - ехали на скорости, телефоном не снимешь, батарея в фотоаппарате села, а припарковаться где - не знаем, карманов не видно.
Но глазами собственными видом насладились вполне!
И уже скоро, спустившись с горы, прибыли в наш отель. Поужинали пиццей и что там еще у нас осталось - и легли спать.
Протяженности дороги "Будва - Цетинье - Негуши - Никшич - Плужине - Жабляк - Джурджевича Тара - Подгорица - Цетинье - Будва": 450 километров.
Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/