Несмотря на то, что уже к 1 июля того года Елена должна была предоставить научному руководителю черновик научной диссертации, а из диссертации у нее до сих пор был только текст ее же вузовского диплома по чуть более узкой теме, Елене все равно очень хочется отвлечься от работы и учебы и предаться воспоминаниям.
Потому тут публикуются фотографии и истории из нашего майского отпуска.
Так вот. После полутора суток в поезде, на третий день пути, 7 мая 2011-го, около 11 утра, мы приехали Будапештский вокзал Келети:
Впрочем, расскажу еще, что было до этого.
Венгерскую границу мы проходили под самое утро. Пограничники были приветливые, а таможенники - вообще молодые девушки. Они спрашивали, везем ли мы сигареты или алкоголь.
Когда вагоны вновь двинулись, уже рассвело, по европейскому времени - 5 или 6 утра.
Не знаю, как другие участники путешествия, но Лена спать не стала, а стала глазеть в окно, на Европу.
Судя по фотографиям, запечатлевшим то утро в нашем купе, Яков и мама в скором времени к ней присоединились.
Мы смотрели на венгерские деревни и небольшие города. Было очень солнечно и ясно. Городские районы, что шли вдоль рельсов, промышленными, потому никакой красоты мы не видели. Хотя проезжали, например, через Дебрецен - город с ярко выраженным историческим центром.
Когда надоедало смотреть в окно, мы играли в карты - в подкидного дурака - и обсуждали соседей по вагону.
Перед самой столицей долго, неспешно ехали вдоль частных домиков-коттеджей, окруженных цветочными газонами. Они были симпатичные.
Картинок более или менее вменяемых со всего венгерского железнодорожного участка у нас не получилось, потому переходим сразу к Будапешту.
Вокзал Келети:
Сюда наш поезд "Тисса" прибыл на самый крайний путь, потому мы, выйдя, оказались прямо в фойе вокзала. Правда, не в главном фойе, которое при центральном входе, а в боковом.
Яков сразу же попросил снимать все подряд, что было вокруг.
Например, припаркованный велосипед (слева в углу видна нога полицейского, одетого, как инопланетный десантник):
Или отдыхающего в лучах солнца венгра (может, и не венгра - паспорт не спрашивали у него):
В фойе нас - то есть нас троих и еще двух девушек из соседнего купе - должен был ждать гид с табличкой "1000 путей" (или "1000 дорог", я забыла, как именно называлось принимающее турагентство).
Мы одного встречающего с такой табличкой нашли, но он сказал, что ждет не нас, что свою группу он уже встретил, а за нами приедет другой.
Ленина мама чуть было не обиделась на такой прием (она женщина впечатлительная), но мужчина, позвонив своему коллеге, сообщил, что наш тоже уже на подходе. Потом этот я-не-ваш-гид проводил нас до выхода на парковку и передал правильному встречающему, который как раз подоспел.
Вот как выглядит эта парковка на улице Kerepesi, у вокзала:
Нашего встречающего гида звали Юрием, и похож он был больше на торговца, чем на турагента.
Хотя, по мнению Якова, даже не на торговца, а на актера из порно-фильмов ("пережаренный качок в солнечных очках").
С ним была молчаливая сопровождающая девушка.
Мы все пятеро загрузились в его Mercedes Vito и поехали.
По дороге Юрий рассказывал нам общие сведения о Будапеште, а девушка молчала.
Сначала мы завезли в отель наших соседок по вагону.
Они жили в отеле Benczur на улице Benczur.
Их гостиница расположена в районе с виллами. В одной вилле посольство, в другой - офис, в третьей еще ничего нет, она выставлена в аренду...
Потом приехали в отель и мы.
Наша гостиница называлась Medosz. На шестой или седьмой день Лена почему-то решила, что это означает "Медуза".
Только спустя пару месяцев, уже дома, в Москве, она поняла, что ошиблась.
Венгерский язык он вообще такой. Минимум через неделю можно догадаться, что имеется в виду. При этом можно догадаться совсем неправильно. А можно и вовсе не догадаться никогда.
Medosz оказался на реконструкции. К счастью, реконструкция шла только снаружи - фасад весь заставили лесами и затянули зеленой сеткой.
Внутри ремонта не было (уже? еще?..).
Неприглядная внешность "Медузы" (будем все же звать ее так - для удобства) нас не расстроила. Зато недорого и в самом центре! Гран-оперa прямо за углом.
А Юрий проводил нас до стойки рецепции, помог зарегистрироваться, выдал карту города и показал точки сбора на экскурсии.
Прорекламировал весь пакет достопримечательностей, куда турагентство может отвезти нас за дополнительную плату.
И уехал.
Мы же поднялись в номер, сходили по очереди в долгожданный душ, напомадились и вышли на променад.
(кстати, в номерах махровейший советский союз, но нам это нипочем, мы же не отелем приехали наслаждаться)
Задача №1 была - покушать.
А №2 - найти контору по прокату авто, так как мы не собирались покупать достопримечательности у агентства, а хотели смотреть их сами.
Перво-наперво мы спросили про rent-a-car на рецепции.
Еще из Москвы Елена списывалась с контактным лицом отеля Марией, которая сообщила, что служба проката авто при гостинице есть.
На деле же служба оказалась не при отеле, а вполне себе самостоятельная, просто имела договор с "Медузой". После долгих поисков по разным папкам (видимо, постояльцы этого отеля нечасто заказывают рент-а-кар) нам выдали проспект фирмы под названием Regina. О ней мы читали в интернетах перед отъездом. Ничего негативного не вычитали, однако хотели сравнить цены и потому отправились на поиски других вариантов.
Но сперва надо было найти еду.
Отель Medosz расположен на площади Jokai (это фамилия известного венгерского писателя). Через дорогу от площади Jokai находится площадь Ференца Листа - "такой местный туснячок", как выразился Юрий. На ней много ресторанчиков. Туда мы и пошли.
Обменяв евро на форинты с ближайшем Exchage на соседней площади Октогон (нам повезло, и ближайший обменник оказался еще и самым выгодным из всех, что нам встретились), мы прошли мимо нескольких кафе и забились в самое пустое. Причем сели внутри помещения, а не снаружи (там, кроме того, что пусто, - еще и полумрак).
"Все с вами понятно," - сказала Ленина мама. Она-то вовсе не аутистка, как Яков и Елена, любит посмотреть на народ, но противоречить мнению большинства не стала и забилась в угол вместе со всеми.
Первым, что Елена заказала в Венгрии, стали 200 граммов вина.
Откровенно говоря, у нее был план - провести все каникулы "в легком веселом подпитии".
Ожидая заказ, мы выяснили, что надо будет снова идти в отель, потому что заготовленная из дома распечатка карт Гугл с отмеченными на ней rent-a-car-конторами осталась в номере.
И - вот ведь незадача! - уходя из ресторанчика, Елена, находясь "в легком веселом подпитии" (на пустой желудок двухсот граммов оказалось достаточно), забыла на столе (а скорее под столом), прайс фирмы Regina, который для нее с таким трудом отыскали и выдали на reception.
Из этого Яков сделал вывод, что Елена, выпив венгерского вина, "тупит жутко", и подговорил Ленину маму до самого конца поездки дочери не наливать и пить ей не разрешать.
Так сорвался Ленин план.
Что ж, не пить - так не пить. Мы забрали из отеля распечатки и пошли в ближайший отмеченный на карте офис. Вновь по площади Ференца Листа, мимо его Музыкальной академии (вот он сам на троне сидит на третьем этаже):
на улицу Kertesz:
через улицу Kiraly:
все вперед и вперед по Kertesz:
Видели много неухоженных, брошенных и дряхлых домов:
Контору-таки нашли - но она оказалась закрыта в субботу после обеда. Увы!
Мы пошли дальше, повернув на улицу Wesselenyi.
Вот ее перекресток с улицей Nyar:
А вот и сама Wesselenyi:
Еще один перекресток, теперь с улицей Kazinczy:
И снова Wesselenyi. Решили, что если не найдем машину - будем крутить педали:
Кстати, в Будапеште очень много старых авто (интересно, а нам такое выдадут в прокате?):
Так мы шли, шли и вышли к Большой Синагоге:
Она и правда большая, крупнейшая в Европе. При ней есть музей, а во дворе установлен памятник жертвам холокоста. Как выяснилось, и весь район по которому мы только что прошли в поисках машины, был еврейским районом.
Вот кусочек фасада Синагоги, но это уже не улица Wesselenyi, а улица Dohany:
Напротив - бульвар Karoly и красивый дом:
Мы перешли на противоположную сторону бульвара, потому что там было больше тени. Прошли мимо асфальтоукладчиков и еще каких-то рабочих. И оказались на одной из центральных площадей города, названной в честь человека по имени Deak Ferenc (венгерский государственный деятель, говорит Википедия).
На этой площади стоит большое здание с тремя башнями:
Этот дом - один из символов Будапешта. "Дворец Анкер цвета охры, здание страховой компании конца XIX в", - сообщает путеводитель.
С площади Деак виден купол и колокольни самого большого столичного храма - базилики Святого Иштвана:
Здесь же находится Лютеранская церковь:
И тут же - станция метро Deak Ferenc, на которой скрещиваются все три будапештские линии метрополитена.
Вот бульвар Karoly, по которому мы сюда пришли (Большая Синагога осталась слева от здания с рекламой Ford):
Пройдя дальше и оказавшись на площади Erzsebet, мы нашли вторую прокатную контору - Europcar.
Она тоже закрыта в субботу. Но это нас не расстроило - посмотрев, мы решили, что она нам все равно не подошла бы. Она находится на территории 5 Star Luxury Kempinski Hotel, а у нас бюджет - максимум 55 евро в сутки на авто.
Список найденных на карте офисов далеко не исчерпан, потому идем далее.
Через площадь Erzsebet:
мимо сурово охраняемого британского посольства - на площадь Vorosmarty. ("Ага, торговая площадь с моллом!" - подумали мы, выйдя на нее).
Кстати, площадь Vorosmarty пешеходная, и весь припаркованный транспорт стоит перед ней, будто оставленные гостями ботинки на пороге:
Следуя карте, мы шли мимо маленькой площади Kristof:
через площадь Szervita с узкой и высокой церковью Святой Анны (перед церковью ходит попрошайка и к нам тоже подходил):
- к зданию многоуровневой парковки.
Около этого здания мы увидели выцветший указатель сообщающий, что здесь есть прокат авто Avis. Но самого офиса не обнаружили. Видимо, он съехал. Охранник парковки, слонявшийся по первому этажу, вообще ничего не знал про rent-a-car.
Надежда не потеряна, идем далее!
Вот улица Petofi Sandor. На ней, судя по карте, нужных нам компаний нет:
А вот улица Vaci, и на ней, по данным Гугла, должна быть:
Но мы опять ничего не нашли :((
Зато выяснили, что Vaci - это торговая улица, где толпятся туристы. Вроде Старого Арбата или Рамблы.
Видимо в честь торговли на ней стоит памятник античному богу Меркурию - его спину можно различить на фото выше.
Еще один приятный момент: на углу Vaci и Regiposta мы обнаружили магазин с марципаном и шоколадом.
Покупать местные сласти пока не стали - то ли струсили, то ли решили, что на Арбате - самый дорогой и попсовый магазин и затовариваться в нем нет смысла.
Да и вообще, кто его знает, что он такое - этот венгерский марципан! Надо ж смелости набраться, чтоб его попробовать...
Но качестве ориентира на всякий случай запомнили: шоколадный магазин находится как раз под этими окнами:
Потом мы зашли в Calzedonia и купили Лене крутые розовые носки, а то она пятку истерла в кедах на босу ногу.
Найти же рент-а-кар, работающий в субботу вечером, мы к тому времени уже совсем отчаялись. И, решив, что будем лучше любоваться городом, отправились на набережную Дуная.
По дороге одели на Лену свежеприобретенные носки, и, раздухарившись, зашли в молл на Vorosmarty, купили ей еще и платье, а Якову - кофту и футболку-поло.
Все три вещи - в детском отделе Хеннес-Мауриц, очень экономично.
У молла, кстати, только один этаж функционирует, нижний.
На набережной мы посмотрели на трамваи:
На противоположный берег Дуная:
Увидели небольшой сквер перед будапештским Вигадо (это филармония у них так называется, то есть концертный зал) и посидели там на скамейке:
Купили воды у торговки на Белградской набережной, около скульптуры "Маленькая принцесса":
Вдоль набережной дошли до площади Рузвельта. Кстати, венгры хотят переименовать ее, отчего-то не нравится им Рузвельт. Вероятно, напоминает о Сталине.
Вне зависимости от названия на этой площади есть чего посмотреть. Здание МВД:
Памятник еще одному известному венгерскому писателю - барону Йожефу Этвешу на фоне отеля Интерконтиненталь:
Дворец Грэшем, ныне отель Four Seasons:
Городской транспорт:
С южного края площади прекрасный вид на королевский дворец в Буде:
С середины площади берет свое начало Цепной мост через Дунай, он же мост Сечени, он же "самый красивый мост в Европе", как сказал один из многочисленных Лениных работодателей:
Мы прошли через площадь и спустились на самую нижнюю набережную, за которой - уже обрыв и река.
Посидели подле моста, полюбовались:
И пошли дальше по набережной Сечени:
Сечени - это фамилия венгерского дворянина, который так много сделал для своей родины, что его именем назвали и мост (по заказу графа, кстати, мост и возвели), и набережную, и купальни и, вероятно, еще много чего.
Снова королевский дворец на противоположной стороне Дуная, в Буде, которая до сооружения Цепного моста была отдельным городом:
Между мостом Сечени и зданием парламента на набережной есть печальное место, где в годы Второй мировой войны нацисты расстреливали евреев и сбрасывали их в реку.
Там установлен печальный памятник:
Жертвам приказывали разуться, связывали их по двое и стреляли только в одного из пары. Экономили патроны и обувь. Так нам экскурсоводы рассказали, когда в другие дни мы проезжали это место с группой.
Венгерский парламент отсюда совсем рядом:
На противоположном берегу Дуная - Бернская набережная и церковь Святой Анны:
Чуть позади осталась реформатская церковь, а над ней - башенки рыбацкого бастиона, церковь Матиуша и отель Hilton на Будайском холме (с желтыми стеклами):
Мы обошли парламент с севера (для этого пришлось переходить проезжую часть набережной в неположенном месте, но иначе никак, не продумано очень с венгерской стороны) и оказались на площади Kossuth Lajos.
На нее выходит тыльная сторона парламента, есть и другие красивые здания.
Этнографический музей:
От площади отходят улицы и переулки, некоторые - совсем пустые и тихие, будто и не в самом центре находятся.
По ним мы и решили вернуться в отель.
Улица Falk Miksa:
Улица Szalay:
Улица Nagy Ignac:
Опять улица Szalay:
Угол улиц Nagy Ignac и Alkotmany:
Улица Alkotmany:
Таких субъектов в Будапеште не меньше, кажется, чем старых автомобилей:
Угол улиц Bihari Janos и Alkotmany:
Отсюда виден купол парламента:
Подходя к отелю по улице Nagymezo, мы заметили небольшое приличного вида кафе-пиццерию и зашли в него поужинать.
Как оно называлось - не помню, вывеска была ярко-зеленая.
Высокая кухня специализацией этого заведения точно не являлась (часть блюд были скорее разогретые, чем только что приготовленные), но кормили в нем довольно вкусно. Нам понравилось.
А еще, спускаясь со второго этажа, где находился туалет в этом кафе, Елена подвернула ногу так, что лодыжка опухла и еще месяц потом болела.
Пока мы ужинали, на улице уже стемнело.
Мы зашли в отель приодеться и снова вышли - посмотреть окрестности отеля.
Как оказалось, возле "Медузы" находится будапештский "бродвей" - райончик с музыкальным театром, опереттой, дискотекой, кабаре.
Вот театр "Талия" на улице Nagymezo:
А вот проспект Андраши (Andrassy) - тоже в полуминуте ходьбы от гостиницы. Это здание - дворец Дрехслера, бывшая балетная школа. Ее купил какой-то делец и планирует открыть тут отель, но все как-то никак:
Андраши - это очень модный проспект. Тут и Louis Vuitton, и Cavalli, и Gucci, и прочая.
Вот такие там подъезды:
Мы дошли до самого конца проспекта, до площади Erzsebet. Завернули за угол и посмотрели чуть-чуть на базилику Святого Иштвана (вышли к ее апсиде как раз, на фото - южный фасад):
Еще нам понравились светофоры для велосипедистов:
Вот, собственно, и Gucci (мы вернулись на Andrassy):
А вот та самая Опера:
И прямо по проспекту Андраши едет Мазда Демио (тут Яков и Елена пускают слезу):
Вот так закончился день.
Вернувшись в номер, мама и Яков сразу пошли спать (так как номер двухместный с приставной третьей кроватью, Якову досталась смешная раскладная кресло-кровать), а Лена стала подводить итоги дня.
11 километров прошли мы за день.
На поезде проехали 2000 километров.
Потратили порядка 130 евро на троих.
Автор статьи http://will-bebetter.livejournal.com/